Экспорт грузовых автомобилей за 2017 год превысил миллиард долларов. Последний раз такого показателя удавалось добиться в 2013 году, свидетельствует официальная статистика. В денежном выражении поставки грузовиков в прошлом году выросли на 62,9%, в количественном - на 30,1%. За 2017 год за границу было отгружено 6119 автомобилей.
Рост в первую очередь обусловлен восстановлением основных рынков сбыта и расширением географии продаж. "В целом идет рост экономики. И как-никак это все-таки также результат внешнеэкономических и политических визитов на разных высоких уровнях", - считает заместитель председателя Белорусской научно-промышленной ассоциации Георгий Гриц.
Основной вклад в экспортные продажи внес БелАЗ. За границу было поставлено свыше тысячи самосвалов на 665,8 млн долларов. За год в деньгах поставки выросли на 83,3%, по количеству - на 34,8%.
На жодинском предприятии выделяют несколько факторов роста. Во-первых, очередное обновление автопарка клиентов. Во-вторых, расширение географии поставок. В-третьих, ув еличение сегмента грузоподъемности.
"Раньше, допустим, поставляли 100 штук техники грузоподъемностью 30-55 тонн. Сейчас - 30 штук грузоподъемностью 130-200 тонн. Но стоимость совсем другая. То есть, карьеры увеличивают грузоподъемность техники", - говорят в службе маркетинга.
В-четвертых, восстановление угледобывающей отрасли в России. Эта страна остается основным рынком сбыта для БелАЗа. За прошлый год туда поставили 718 самосвалов на 436,7 млн долларов. Рост составил 22,3% и 72,4%, соответственно.
"Потребительский спрос на продукции в угледобывающей сфере сегодня на подъеме", - отмечают в службе маркетинга.
По-другому обстоят дела у МАЗа. В России продажи белорусских грузовиков выросли на 17,4% - до 3882 штук, свидетельствуют данные российского аналитического агентства "Автостат". Однако по сравнению с 2016 годом МАЗ сместился в рейтинге продавцов грузовой техники с третьей строчки на седьмую, а его доля на рынке снизилась с 6,2% до 4,8%.
Белорусскую марку потеснили зарубежные компании. Это, как констатирует коммерческий директор ОАО "МАЗ" Геннадий Скитов, произошло за счет создания в России сборочных производств. Первые строчки в рейтинге традиционно занимаю российские производители, которые получают "хорошую" государственную поддержку.
Лучше дела у МАЗа обстоят в Украине. По итогам года белорусское предприятие заняло первое место с долей рынка в 19,8%, оставив позади именитые зарубежные бренды.
Как сообщает украинская информационно-аналитическая группа AUTO-Consulting, в 2017 году МАЗ увеличил продажи в Украине на 44% - до 762 грузовиков.
Такого показателя удалось добиться в основном благодаря поставкам шасси для спецтехники. Украинцы надстраивают их и получаются машины для коммунальщиков, аграриев и строителей.
"Здесь КАМАЗа нет и поддержки нет, а импортная техника дороже", - объясняет причины лидерства на украинском рынке Геннадий Скитов.
По его словам, и в России, и в Украине МАЗ планирует улучшить свои позиции.
Георгий Гриц полагает, что в этом году Беларусь имеет все шансы сохранить существующие темпы продаж грузовиков. "Январь показывает, что по крайней мере в первом квартале мы этот темп сохраним", - говорит зампред БНПА.
naviny.by