← ЭДО, ИТ в логистике

Эксперт рассказал о возможностях спутников ГЛОНАСС второго поколения

Обновление орбитальной группировки ГЛОНАСС на космические аппараты (КА) серии «Глонасс-К2» обеспечит переход на цифровые технологии, а также потребует обновления наземной аппаратуры и инфраструктуры, сообщил журналу «Вестник ГЛОНАСС» начальник аппарата Главного конструктора навигационной аппаратуры потребителей системы ГЛОНАСС Алексей Муравьёв.

Ранее о том, что группировка спутников навигационной системы ГЛОНАСС к 2030 году будет полностью заменена на многофункциональные аппараты «Глонасс-К2», сообщал журналистам гендиректор АО «Информационные спутниковые системы» имени Решетнева Николай Тестоедов.

Как пояснил Муравьев, ввод в группировку спутников «Глонасс-К2» улучшит точность и доступность системы. «Для ГНСС ГЛОНАСС это будет фактически революция, связанная с переходом на цифровые технологии. Останемся на существующих аналоговых технологиях – проиграем нашим конкурентам. К 2030 году, при условии перехода на «Глонасс-К2» точность и надежность должны быть достаточными для реализации высоких интеллектуальных технологий на роботизированном транспорте»,- сказал эксперт.

Также, по его мнению, переход на новые космические аппараты потребует переход на новые чипсеты и навигационную аппаратуру потребителей. В тоже время «старая» аппаратура также будет находиться в использовании, так как на «Глонасс-К2» еще будут использоваться «старые» сигналы, обеспечивая переходный период. «Сейчас в мире 60% навигационных приемников используют сигналы ГЛОНАСС. Это миллионы потребителей. И они не просто так используют нашу систему совместно с GPS. Совокупная группировка КА позволяет повысить точность и надежность, особенно в городах и труднодоступных районах. Одномоментное отключение «старых» сигналов ГЛОНАСС нанесет им существенный ущерб. Придется учитывать это обстоятельство и сохранять «старые» сигналы на «Глонасс-К2» еще на 10-15 лет или даже больше», - отметил Муравьев, добавив, что американцы также вводят новые сигналы на GPS, не отключая старые.

Кроме того, понадобится модификация наземной инфраструктуры. «Если говорить о наземном комплексе управления, то одно без другого не бывает, и модернизация уже планируется. Если речь идет об инфраструктуре функциональных дополнений, то она у нас не слишком велика и на повестке дня стоит задача не ее модификации, а создания с учетом будущей модернизации ГНСС», - сказал эксперт.

После обновления орбитальной группировки на «Глонасс-К2» для обычных пользователей, владельцев смартфонов, станут доступны новые высокоточные сервисы, которые сейчас технически недоступны или дороги. Также получит развитие роботизированный транспорт, значительно повысится производительность и качество труда в строительстве, топогеодезии, сельском хозяйстве и т.п. «Это все, конечно, при условии эффективной деятельности российских специалистов. В первую очередь разработчиков сервисов и интеграторов аппаратуры, использующей навигационные приемники», - подчеркнул Алексей Муравьев, посетовав, что на сегодняшний день не все российские сервисмены и интеграторы проявляли должную активность. По его словам, большинство используют готовые зарубежные решения и не проявляют желание контактировать с отечественными разработчиками навигационной аппаратуры. «Они даже не всегда знают, где можно получить информацию о перспективах системы ГЛОНАСС, о достижениях ведущих российских предприятий. Как быть? Не заставлять же их в приказном порядке посещать сайты ИАЦ КВО, ГК НАП, ИСС, РКС, «ЭРА-ГЛОНАСС», Ассоциации «ГЛОНАСС/ГНСС-Форум», НТИ «Автонет» и «Аэронет» и др.? Так и будем новые технологические возможности использования собственной ГНСС искать на иностранных фирмах", - подытожил эксперт.