Более половины россиян по-прежнему не верят в возможность ведения честного бизнеса в стране. При этом большинство граждан относятся к предпринимателям положительно, показал опрос ВЦИОМ.
К предпринимателям в России большинство граждан (89%) относятся положительно, и всего 6% отрицательно, показал опрос «ВЦИОМ-Спутник» (копия его итогов имеется у РБК). Исследование показало постепенное улучшение отношения россиян к бизнесу с 2009 года (тогда положительно относились к предпринимателям 79% опрошенных). Доля тех, кто заявил о негативном отношении, уменьшилась — в 2009 году она составляла 13%.
Но большинство респондентов — 62% — не верят, что в России можно вести честный бизнес, противоположного мнения придерживаются 34% опрошенных. С 2007 года россияне стали более оптимистичны: тогда эти показатели составляли 69 и 21% соответственно.
Основными препятствиями для открытия своего дела участники опроса назвали высокие налоги, бюрократию и общие финансовые затраты. Среди проблем также указывались коррупция, административные барьеры и отсутствие поддержки от властей.
Опрос ВЦИОМ показал изменение предпринимательской активности: в 1991 году свой бизнес был только у 2% опрошенных, в 2013 году — у 5%, последнее исследование показало, что цифра выросла до 10%. Начать свое дело сейчас хотят четверть респондентов. За последние два года показатель немного вырос, однако ранее был заметно больше, например, в 2016 году он составлял 34%. Чаще всего о желании иметь свой бизнес заявляли люди 45–59 лет, респонденты с высшим образованием, а также жители Москвы и Санкт-Петербурга.
В то же время уровень доверия россиян к правительству снижается. По данным Edelman, всего 34% граждан РФ доверяет властям, в то время как годом ранее этот показатель составил 44%. Кроме того, Россия занимает последние места по уровню доверия к СМИ (23%) и общественным организациям (26%).