Минтранс и крупнейший мировой контейнерный перевозчик Maersk собираются запустить в Большом порту Санкт-Петербург пилотный проект международной торговой блокчейн-платформы для интеграции грузоперевозок. Система разработана Maersk и IBM, в мире к ней уже подключились более 90 компаний и ведомств. Участники рынка отмечают, что для ее внедрения понадобится изменение нормативно-правовой базы. По расчетам аналитиков, запуск такой платформы в контейнерном сегменте позволит сэкономить грузовладельцам до 10 млрд руб.
Как стало известно “Ъ”, Минтранс, подведомственное Росморречфлоту ФГУП «Морсвязьспутник» и A. P. Moller—Maersk планируют подписать меморандум о взаимопонимании в рамках разработки международной торговой блокчейн-платформы для интеграции грузоперевозок. Это следует из письма главы Росморречфлота Юрия Цветкова вице-премьеру Максиму Акимову от 24 января (копия есть у “Ъ”). Систему в тестовом виде планируют запустить в марте на базе Большого порта Санкт-Петербург с привлечением ФТС. В Минтрансе “Ъ” сообщили, что сейчас завершается сбор предложений по этому вопросу от причастных ведомств. В аппарате господина Акимова тему не комментировали. В Maersk на запрос “Ъ” не ответили.
Как следует из письма Росморречфлота, платформа будет работать на базе смарт-контрактов и должна заменить трудоемкий бумажный документооборот. Система разработана СП Maersk—IBM, где у Maersk — 51%. К проекту уже присоединились более 90 компаний, морских администраций и таможенных служб. Как сервис она станет доступна во втором полугодии. Источник “Ъ”, знакомый с ситуацией, говорит, что речь идет о создании единого цифрового пространства, которое объединяет всех участников цепочек поставок: трейдеров, транспортные компании, порты, перевозчиков, госорганы и т. д. По его словам, речь идет о платформе TradeLens, запущенной в августе 2018 года.
Глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров считает, что у пилотного проекта есть все шансы на реализацию. Ключевыми вопросами после завершения тестирования будут разработка предложений по изменению нормативно-правовой базы и интеграции цифровой торговой платформы с информационными системами таможни и Минтранса, говорит эксперт, на что уйдет не менее года. В среднесрочной перспективе запуск цифровой платформы может позволить сократить расходы грузовладельцев не менее чем на 1–1,5 тыс. руб. на контейнер, или до 10 млрд руб. по рынку в целом, заключает господин Бурмистров.