← Негабаритные и опасные грузы

Дальневосточные порты сохраняют открытую перевалку угля

Дальневосточные порты сохраняют открытую перевалку угля, но реализуют программу по переходу на максимально безопасные с точки зрения природоохранной деятельности технологии обработки сыпучих грузов.

Уголь остается ведущей номенклатурой грузов в портах Дальнего Востока. В настоящее время активную перевалку угольной продукции осуществляют порядка 20 стивидорных компаний, принимающих груз с Дальневосточной железной дороги. Сегодня среднесуточно на припортовых станциях магистрали выгружается примерно 3,5 тыс. вагонов с углем.

Большая часть предприятий, осуществляющих перевалку топлива, расположена на территории Находкинского городского округа. К сведению, в феврале на станции Находка-Восточная выгружалось в среднем 1,5 тыс. вагонов в сутки, Находка – 352, Мыс Астафьева – 290, Рыбники – 40.

Работа с сыпучими грузами открытым способом сопряжена с выбросами загрязняющих веществ. И значительная нагрузка на прибрежную зону и населенные пункты потребовала реакции государства. В прошлом году Минтрансом были разработаны поправки в ФЗ «О морских портах в Российской Федерации», дающие право досрочного расторжения договоров аренды при неисполнении стивидорами предписаний надзорных органов и повторных нарушений санитарного и экологического законодательства. Кроме того, для стимулирования перехода портов на наилучшие доступные технологии в Минприроды подготовлен законопроект по внесению изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях. Инициатива предусматривает ужесточение ответственности за экологию – вплоть до приостановления стивидорных операций.

Главная часть реализуемых стивидорами мер связана с решением проблемы рассеивания пыли при работе с угольной продукцией, ее хранении. Это установка защитных экранов по периметру производственных площадок, граничащих с городской застройкой. Так, в Находкинском морском торговом порту сейчас идет монтаж новых металлических ограждающих упоров, которые формируют угольные штабеля и препятствуют просыпанию груза в акваторию. Конструкции обладают повышенной прочностью и устойчивостью, а их плотное примыкание друг к другу обеспечивает более надежную защиту от просыпей угля на проезжую часть и в акваторию бухты, пояснили в компании.

Такие же усилия прилагают другие стивидоры. Как рассказал помощник главы Находки Николай Усов, компания «Восточные ворота – Приморский завод» монтирует ветрозащитный экран с южной стороны грузового склада. Конструкция замедляет скорость воздушных потоков, которые приводят к пылению груза. ООО «Восточный лесной порт» дополнительно приобрело пологи для укрытия грузовых складов, произведенные из специальной противопылевой полиэтиленовой сетки, структура которой задерживает проникновение в воздух твердых веществ.

Еще один шаг – внедрение пылеподавляющих установок. К примеру, на «Терминале Астафьева» одновременно работает 19 пылеподавляющих установок. Их одновременная работа обеспечивает покрытие территории предприятия снежным покровом в зимнее время года и водяным туманом в летний период, что ведет к оседанию пыли. В планах компании «Малый порт» – применение особых реагентов для стабилизации угольных штабелей. Специальные вещества способны проникать в глубокие слои и надежно связывать частицы сыпучих грузов.

Отметим, большинство стивидоров Находки подписали соглашение с Министерством транспорта, Росморпортом, Росприроднадзором и администрацией Приморского края об улучшении технологии по экологически безопасной перевалке грузов. Кроме того, портовики сегодня проходят соответствующий аудит. Так, в марте компания «Аттис Энтерпрайс» получила положительное заключение государственной экологической экспертизы документации, обосновывающей хозяйственную деятельность по перевалке угля во внутренних водах и территориальном море РФ. Заключение выдано Тихоокеанским морским управлением Росприроднадзора сроком на 5 лет.

Соответствующее решение недавно принято и в отношении Восточной стивидорной компании (ВСК). «В соответствии с выводами экспертов, деятельность предприятия отвечает экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды», – проинформировали в ВСК, отметив, что предусмотренные компанией технические решения и запланированные природоохранные мероприятия обеспечивают минимизацию негативного воздействия на окружающую среду.

В то же время это не освобождает портовиков от контроля со стороны госорганов. В настоящий момент сотрудники Роспотребнадзора проводят внеплановые проверки стивидорных компаний в поселке Врангель (входит в состав Находкинского городского округа), где расположен порт Восточный. Там, по данным социально-гигиенического мониторинга атмосферного воздуха, установлено превышение предельно допустимой концентрации пыли с содержанием двуокиси кремния до 20%. Это первый неудовлетворительный результат в припортовом микрорайоне в 2019 году.

«По факту несоответствия гигиеническим нормативам качества атмосферного воздуха в мониторинговой точке территориальным отделом проводятся внеплановые выездные проверки с организацией дополнительного лабораторного контроля в отношении трех предприятий, занятых перегрузкой угля, в зоне влияния которых находится контрольная точка: АО «Восточный порт», ООО «Восточная стивидорная компания» и ООО «Восточно-Уральский терминал», – сообщила начальник территориального отдела управления Роспотребнадзора по Приморскому краю в Находке Людмила Череванина.

В целях беспристрастного контроля применяются автоматические комплексы. В качестве последнего примера Н. Усов приводит компанию «Геомар», которая ввела в эксплуатацию пункты наблюдения за состоянием воздуха. Теперь оценку эффективности использования стивидором природоохранных мер дает автоматика. Для объективного мониторинга задействованы портативные анализаторы пыли: один комплект оборудования установлен на промышленной территории, второй – в границах санитарно-защитной зоны предприятия. Информация с комплексов передается online в Тихоокеанское морское управление Росприроднадзора и Приморское управление гидрометеослужбы.