← Дороги, инфраструктура

Платные автомагистрали Казахстана перейдут на открытую систему

Дифференцированный тариф на 4 участках казахстанских автодорог (Нур-Султан – Щучинск, Нур-Султан – Темиртау, Алматы – Капшагай и Алматы – Хоргос) был введен с 19 июня текущего года. 

Принцип дифференцированного тарифа обычный: предварительная онлайн-оплата вдвое меньше оплаты наличными. Например, при предоплате на трассах Нур-Султан – Щучинск и Нур-Султан – Темиртау цена проезда легковой автомашины составляет 200 тенге, а в случае оплаты наличными – 400 тенге. Соответствующая разница на дороге Алматы – Капшагай составляет 100 и 200 тенге, на дороге Алматы – Хоргос – 300 и 600 тенге. 

Со слов руководителя отдела использования системы взимания оплаты Государственной организации «КазАвтоЖол» Армана Ещанова, за счет такого подхода число автомобилистов, которые вносят авансовый платеж на электронный счет, возросло втрое. Если до введения дифференцированного тарифа вариант предварительной оплаты выбирали двадцать процентов водителей, то спустя месяц – уже выше шестидесяти процентов. 

«Это делается для ухода от наличности, для экономии времени, средств пользователей, – говорит Ещанов. – В выходные, праздничные дни на пунктах взимания оплаты образовывалось огромное скопление машин, водители которых расплачивались наличными. Приходилось делать сбросы, чтобы люди не стояли в пробках: водители проезжали бесплатно, но размер долга переносилась на следующий проезд, и это вызывало много вопросов у автомобилистов». 

При системе электронной предоплаты схожих вопросов с прозрачностью считывания средств со счета водителя, который привязан к госномеру его машины, не появляется: шлагбаум перед авто с пополненным заблаговременно счетом раскрывается автоматически. Пополнять счет своего государственного номера в Республике Казахстан можно при помощи веб-банкинга фактически всех БВУ, при помощи терминалов самообслуживания в любом магазине либо на АЗС, также через смс-оплату. 

Ещанов объясняет, что таким образом казахстанских автомобилистов готовят к изменениям, которые должны произойти в ближайшем будущем – оплата наличными на казахстанских автобанах обязана пропасть вместе со шлагбаумами. 

«Нами разработан личный кабинет по ссылке kaztoll.kz, туда можно зайти, спокойно пройти процедуру регистрации – довольно иметь ИИН и номер техпаспорта, – рассказывает Арман Ещанов. – Для того чтобы в дальнейшем пополнить баланс, необязательно где-то регистрироваться. В дальнейшем же в государстве запланировано расширение системы платных дорог до 11 тысяч км с переходом на открытую систему, другими словами без шлагбаумов, будут лишь контрольные арки, которые будут начислять и взимать плату за проезд», – объяснил он. 

Сроки перехода к открытой системе пока не называются, как и конечное количество платных дорог в государстве: по данным «Казав­тожола», эти 11 тыс. км распространятся на 32 участка. Протяженность сегодняшних 4 платных участков в общей сумме не дотягивает и до одной тысячи км.