← Автомобильные грузоперевозки

Проблема водителей дальнего следования в Литве может обостриться

В Литве не хватает водителей дальнего следования. До сих пор проблема решалась путём приглашения водителей из Украины, Беларуси и других стран. Однако если правительство утвердит новый коэффициент к заработной плате водителей, вопрос снова станет актуальным, поскольку иностранцев не останется.

Союз транспортников Литвы (LVS) опросил водителей, работающих в Литве. Опрос показал, что при выборе между более высокой минимальной заработной платой и лучшей социальной защитой или более высоким доходом 75% водителей из других стран предпочтут доход, а не социальные гарантии.

Дело в том, что они практически не пользуются услугами социального страхования в Литве и не претендуют на пенсию. 50% жителей Литвы также предпочли повышение доходов, а не повышение минимальной заработной платы.

В Литве перевозчики платят бóльшую часть зарплаты водителям в виде суточных, экономя тем самым на отчислениях в фонд социального страхования, больничную кассу и пенсионный фонд – с суточных они не взимаются. Водители часто с этим соглашаются, предпочитая получить чуть больше сегодня и не думать о будущем, хотя профсоюзы борются с таким положением.

Десять лет назад, когда заработная плата в Литве была значительно выше, чем в других бывших советских республиках, сюда стали приезжать белорусы, украинцы. Теперь во всем регионе - Литве, Польше, России и Беларуси – уровень зарплаты сближается, поэтому выбор больше связан не с деньгами, а с географией, языком, привычкой или другими условиями. Сейчас уже условия в соседней Польше лучше, чем в Литве, получить визы для членов семьи легче, и правительства Польши и Беларуси договариваются, что стаж работы в Польше будет учитываться и в Беларуси.

По данным перевозчиков, в настоящее время в транспортных компаниях Литвы занято около 50% водителей из третьих стран.

После возможной реструктуризации, когда перевозчики заговорили о переводе компаний за рубеж, почти четверть респондентов заявила, что они поменяют профессию, потому что у них имеется другое образование, а 22,7% из них заявили, что эмигрируют.

У правительства есть планы в 2020 году увеличить минимальную зарплату с 555 евро до 607 евро и повысить коэффициент для расчета предельной заработной платы, с которой работнику могут выплачиваться необлагаемые налогом суточные, с 1,3 до 1,65. Этому сопротивляется влиятельное транспортное лобби. По утверждению работодателей, при таком увеличении расходы на заработную плату для эффективного использования одного транспортного средства увеличатся на 427 евро в месяц.

Это составит более 200 млн. евро в секторе и «съест» ту же сумму, что и прибыль транспортного сектора в 2018 году. Профсоюзы называют такие утверждения работодателей шантажом.