← Логистика, грузы

Индекс настроения малого бизнеса в Москве и регионах ушел в минус

Представители малого бизнеса проявляют все больше пессимизма в отношении развития своих компаний и к состоянию экономики страны. Как отмечается в исследовании Альфа-банка «Пульс малого бизнеса», более негативно предприниматели были настроены только в кризисном 2015 году.

В числе основных угроз малый бизнес видит снижение потребительского спроса на товары, услуги. Это объясняется тем, что все больше компаний фиксируют снижение прибыли, среднего чека и числа клиентов. Повышение ставки НДС до 20% и недостаток средств для развития – те проблемы, которые также актуальны для бизнеса. По мнению 86% респондентов, именно текущая экономическая ситуация в стране значительно тормозит развитие. Более того, более 50% опрошенных считают, что ситуация в этом направлении в последующие шесть месяцев будет только ухудшаться.

Наибольший пессимизм в своих оценках проявляют представители розничного сегмента и строительства. Более позитивно настроены предприниматели IT-сектора, в котором длительное время наблюдается стабильный рост спроса на услуги.

Основания для волнений среди представителей малого предпринимательства видит ведущий научный сотрудник лаборатории анализа институтов и финансовых рынков Института прикладных экономических исследований (ИПЭИ) РАНХиГС, кандидат технических наук, заместитель директора Межведомственного аналитического центра Юрий Симачев. По его словам, результаты исследования отражают реальную картину. Ведь у малого бизнеса, по его мнению, сегодня действительно достаточно оснований для пессимизма.

«В экономике не все плохо. Есть позитивные факторы, например, макроэкономическая устойчивость и стабильность. Это, безусловно, достижение. Однако, что касается состояния предпринимательской среды, инвестиционного климата, то здесь довольно много проблем. И они признаются на всех уровнях. Один из факторов неблагоприятной среды для ведения бизнеса – непредсказуемость государственной политики. Когда сложно понять, какие решения будут приняты и к каким последствиям они приведут. Наблюдается и ужесточение надзора, контроля за работой, в том числе, налоговыми органами. Эти факторы и приводят к усилению доли пессимизма среди бизнеса», – рассказал Юрий Симачев.

Как отметил эксперт, малый бизнес, в первую очередь, нацелен на удовлетворение розничного спроса населения. И если спрос не растет, то автоматически ситуация сказывается на состоянии именно небольших предпринимателей. «Малый бизнес всегда был не уверен в завтрашнем дне. Но сейчас эта ситуация стала особенно заметной. С учетом перечисленных факторов и складывается такой настрой предпринимателей», – сказал Юрий Симачев.

Участие в исследовании приняли 3698 клиентов Альфа-банка – индивидуальных предпринимателей, руководителей и собственников компаний с выручкой до 350 млн рублей в год. Они представляют основные отрасли, в которых занят российский малый бизнес, – розничная и оптовая торговля, строительство, IT, маркетинг и бизнес-услуги, производство, грузоперевозки.