← Логистика, грузы

РЖД ждет падения погрузки в январе на 3,3%

ОАО РЖД ожидает значительного снижения погрузки по итогам января: минус 3,3% к тому же месяцу 2019 года. Участники рынка и аналитики видят причины в аномально теплой погоде, повлекшей за собой снижение спроса на уголь, пожаре на Ухтинском НПЗ, а также в последствиях интенсивной погрузки в декабре, потребовавшей разгрузки портовых мощностей. При этом, солидарны аналитики, оптимистичный годовой прогноз ОАО РЖД по погрузке придется менять: он предусматривает рост на 2,9% к 2019 году, а получится максимум 1%.

По итогам января погрузка на сети ОАО РЖД может снизиться на 3,3% к тому же периоду 2019 года, сообщил заместитель гендиректора компании Алексей Шило, такое снижение предусмотрено планом. В ОАО РЖД не пояснили, под влиянием каких факторов погрузка может сократиться.

Долгосрочная программа развития ОАО РЖД до 2025 года в 2019 году предусматривала рост погрузки на 1,55–3,46% в зависимости от сценария. Однако осенью монополия сначала пересмотрела прогноз роста до 0,2%, а к середине октября сменила ожидания на снижение на 0,5% к уровню 2018 года. Фактическое падение оказалось еще глубже: в 2019 году ОАО РЖД перевезло 1278,1 млн тонн, или на 0,9% меньше, чем в 2018 году.

Ключевой фактор — аномально теплая погода, вызвавшая снижение спроса на российский уголь со стороны теплоэнергетики и, соответственно, отгрузок на внутренний рынок, полагает глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров.

На погрузку нефтегрузов негативное влияние окажет пожар на НПЗ ЛУКОЙЛа в Ухте, также сохраняется негативная динамика в погрузке черных металлов и лесных грузов. Источник “Ъ” на рынке добавляет, что, чтобы выполнить план по 2019 году, ОАО РЖД по соглашению с производителями крайне интенсивно грузило уголь в декабре, в результате чего в портах образовалось затоваривание, и теперь монополия вынуждена сокращать перевозки, пока оно не будет ликвидировано.

Несмотря на сложную ситуацию в 2019 году, прогноз погрузки ОАО РЖД по 2020 году все еще полон оптимизма. Финплан монополии предусматривает перевозку по итогам года 1315,2 млн тонн, или рост на 2,9% к фактическим результатам 2019 года. Аналитики сходятся в том, что такая динамика нереалистична. По мнению господина Бурмистрова, прогноз точно нужно пересматривать, он полагает, что рост погрузки на 1% по итогам года уже будет довольно неплохим результатом. Заместитель гендиректора ИПЕМа Владимир Савчук согласен, что заложенный монополией рост по итогам года — явно избыточная величина и прогноз ИПЕМа предусматривает рост в пределах 1%, то есть фактически возврат к показателям 2018 года. В ОАО РЖД уточнили, что план на 2020 год не пересматривался.

Председатель экспертного совета Института исследования проблем железнодорожного транспорта Павел Иванкин отмечает, что в перечне причин снижения погрузки экономические факторы составляют только половину, вторая половина — это ограничения инфраструктуры. «Сегодня на сети количество брошенных поездов подбирается к отметке 2 тыс. в сутки, что создает серьезные проблемы для организации бесперебойной доставки грузов,— говорит он.— Снижение погрузки ведет к росту порожних вагонов, что, в свою очередь, не позволяет принимать грузы к перевозке». В 2020 году эту сложную задачу придется решать и ОАО РЖД, и операторам, и грузовладельцам, добавляет эксперт.




Погрузка на сети РЖД (территориальные филиалы)