← Логистика, грузы

Службы доставки рассказали, сколько заработали в Петербурге на изоляции

В первом квартале 2020 года совокупный оборот двух крупнейших в Петербурге служб доставки продовольственных продуктов из магазинов вырос в два раза и составил почти 1 млрд руб. Несмотря на то, что службы доставки — одни из немногих, кто растет в период всеобщей самоизоляции, стать полноценной заменой традиционной торговле им пока не под силу.

По данным iGooods, в Петербурге в первом квартале 2020 года по сравнению с аналогичным периодом 2019 года количество заказов выросло в 1,4 раза, до 200 тыс. заказов, оборот — в 1,5 раза, до 808 млн руб. Средний чек вырос с 3898 руб. до 4041 руб. В целом по стране за тот же период iGooods нарастил оборот и количество заказов в два раза.

Аналогичный сервис «СберМаркет», который развивает Сбербанк, сообщил, что за тот же период в Петербурге оборот компании вырос в 6 раз по сравнению с первым кварталом 2019 года. По данным пресс-службы, Петербург занимает 8% от общего оборота сервиса в первом квартале (1,5 млрд руб.), или 120 млн руб.

Обе компании показали колоссальные темпы роста. Для сравнения оборот торговли продуктами питания в Петербурге в первом квартале 2020 года вырос на 8,4%, подсчитали специалисты Петростата. Однако доля рынка служб доставки пока мизерная — менее 1% от 136 млрд руб. общего объема торговли продуктами питания.

В компании iGooods говорят, что высоких результатов удалось добиться благодаря росту спроса на услугу, расширению географии присутствия и запуску новых партнерских проектов. Так, в Петербурге iGooods начинает работать с сетью «Ашан». Оказала влияние и пандемия коронавируса. Самым активным по числу заказов стал март, когда в России начали фиксировать первые случаи заражения. Люди стали активнее совершать онлайн-покупки, в пиковые дни спрос на услуги сервиса увеличивался до 20 раз, отмечают в компании.

Генеральный директор «СберМаркета» Асан Курмангужин отметил, что с середины марта сервис работает «в кардинально новых условиях». Компания перестроила бизнес-процессы и за март расширила команду сборщиков и курьеров на 800 человек, чтобы удовлетворить стремительно возросший до экстремальных значений спрос. «СберМаркет» также ожидает дальнейшего роста показателей за счет расширения числа подключенных ретейлеров: в мае количество подключенных торговых точек достигнет в Петербурге 20.

«Никто не мог ожидать такого фактора роста как режим самоизоляции, поэтому мы уже пересмотрели наш прогноз для фудтеха: его объем в России по итогам года составит не 75 млрд руб. (без учета доставки из ресторанов), а 120 млрд руб.», — говорит Иван Федяков, генеральный директор INFOLine. Но даже при таком позитивном сценарии доля служб доставки от общего объема продовольственного рынка к 2022 году не превысит 5%, подчеркивает он. Усугубляет ситуацию и сравнительно невысокая доходность служб доставки (маржинальность до 10%).

«Несмотря на поднявшуюся информационную волну, на заявления, что интернет-торговля способна заместить традиционную офлайн-торговлю, это не так. Слишком много людей наотрез не хотят пользоваться новыми сервисами», — говорит Иван Федяков. Более того, по его мнению, неминуемое снижение покупательной способности населения ставит в ближайшей перспективе под вопрос готовность людей платить за необязательные дополнительные услуги в виде доставки. В то же время традиционным ретейлерам стоит быть внимательными, так как в отдельных категориях товара доля интернет-продаж может оказаться существенно выше, предупреждает Федяков. Например, в категории кофе (ее уже осваивают Wildberies, Ozon) или алкоголя (доля онлайн-продаж может быстро составить десятки процентов в случае легализации).

Повышать доходность службы доставки могут за счет рекламы, доставки собственных продуктов питания и расширения ассортимента за счет непродовольственных товаров, перечисляет Иван Федяков.