← ЭДО, ИТ в логистике

Мишустин объявил о плане удвоения доли ИТ-сектора в экономике

На совещании в Иннополисе премьер-министр Михаил Мишустин представил общие контуры разрабатываемой в правительстве новой программы господдержки ИТ, частью которой является налоговой маневр в этой отрасли. Белый дом намерен за три-четыре года удвоить число занятых в ИТ-секторе и довести его долю в ВВП страны до 2%, сообщает Коммерсантъ.

Объявленными способами этого амбициозного плана, помимо налоговых льгот, являются стимулирование спроса госсектора на ИТ-решения с запретом на разработку продуктов, аналогичных коммерческим, создание государственно-частного партнерства (ГЧП) с использованием государственной big data, переформатирование системы поддержки стартапов и заметный рост вложений в ИТ-образование.

Совещание с представителями ИТ-индустрии в Иннополисе (Татарстан) включало программное выступление премьер-министра Михаила Мишустина — его задачей было объяснить, как объявленный в июне налоговый маневр в отрасли (снижение ставок соцсборов в ИТ с 14% до 7,6% и налога на прибыль с 20% до 3% при восстановлении НДС на часть операций) вписывается в перспективные планы Белого дома регулирования в отрасли.

Презентация премьера была озаглавлена «Новая программа господдержки ИТ». Правительственного документа с таким названием не существует — речь шла об общих контурах предполагаемой на 2020–2024 годы системы госрегулирования и госстимулирования развития отрасли.

Налоговый маневр (формула которого пока продолжает обсуждаться — так, Михаил Мишустин объявил о сохранении нулевого НДС для программного обеспечения, внесенного в реестр Минкомсвязи, а также для облачных SaaS-решений) рассматривается как одна из шести составляющих будущей программы. Остальные пять — «стимулирование спроса», «поддержка R&D», «господдержка стартапов», «развитие ГЧП» и «развитие кадровой базы». Задачей до 2024 года является увеличение занятости в ИТ до 750 тыс., двукратное увеличение спроса на российское ПО к базе 2020 года (исходя из данных IDS и ЦБ, это порядка 1,3 трлн руб. в 2024 году внутреннего спроса и до 0,7 трлн руб.— экспортного) и около 1 тыс. новых технологических стартапов в ИТ, созданных при господдержке.

Пока наиболее ясна стратегия Белого дома по части кадров.

По словам Михаила Мишустина, контрольные цифры приема в российских университетах по ИТ-специальностям должны вырасти с текущих 50 тыс. до 120 тыс. к 2024 году — это беспрецедентное обещание роста бюджетных мест в вузах. Кроме того, 5–7% студентов предполагается обучать в 12–15 университетах по международным программам.

Эта часть дополняется обещанием ускоренной подготовки ИТ-специалистов с 50-процентным софинансированием государством образовательных программ. Отметим, единственным аналогом этой идеи можно считать масштабный поворот высшего образования в сферах госуправления и юриспруденции в 2002–2012 годах — но он был более растянут во времени. Новые кадры появятся на рынке уже после 2024 года, текущий дефицит ИТ-специалистов, видимо, предлагается компенсировать софинансированием переобучения.

Реформа господдержки ИТ-стартапов скорее дополняет, чем изменяет текущую структуру. Правительство по шести направлениям (AI и big data, телекоммуникации, IIoT, блокчейн, безопасность) намерено через фонды Бортника и «Сколково» распределить гранты на 20 млрд руб.— в рамках нацпрограммы «Цифровая экономика». Столько же предлагается вложить за четыре года в гранты ведущим ИТ-компаниям на выпуск и «пилоты» по новым продуктам. 10 млрд руб. в год прямой безвозмездной поддержки до 2024-го — суммы, сопоставимые с объемами венчурных инвестиций, которые, очевидно, будут конкурировать в этой сфере с госотраслями.

В сфере ГЧП официально объявленная Михаилом Мишустиным программа выглядит так. Обещано предоставление доступа бизнеса к госданным о гражданах с согласия последних. То есть создающийся сейчас Белым домом «data pond» — массив идентификационных данных населения, использующих цифровые госуслуги,— не будет госмонополией, в рамках ГЧП будет открыта возможность создания коммерческих сервисов, связанных с оказанием госуслуг.

Анонсировано также использование государственной электронной подписи гражданина для заключения с ним сделок и использование цифрового ID гражданина для авторизации пользователей негосударственных услуг.

Вокруг этой позиции с 2011–2012 годов в госаппарате шли в закрытом режиме активные споры. Судя по презентации премьер-министра, они завершаются, избрана относительно либеральная модель взаимодействия государства, населения и бизнеса в этой сфере.

Для компаний наиболее привлекательной выглядит та часть программы, которая описывает будущие меры по увеличению спроса — его правительство может увеличивать только из госзакупок и закупок госкомпаний, которые имеют большой вес в совокупном спросе на ИТ.

Михаил Мишустин заявил об идущей уже сейчас кампании согласования всеми госструктурами и госорганами планов замещения иностранного ПО до 2024 года. Впрочем, ее результаты предсказать невозможно. Видимо, более важны два других пункта: ИТ обещан запрет на разработку в госструктурах аналогов имеющихся на рынке коммерческих российских продуктов, а организациям в соцсфере (образование и здравоохранение) будут выделяться целевые средства на закупку профильных ПО.

Здесь стратегия Белого дома умеренно протекционистская: хотя цель этой части программы — «приоритет российских ИТ-решений», характерных для прошлых лет прямых выпадов против иностранных ИТ-компаний программа в общем не содержит, скорее ориентируясь на локализацию в российской юрисдикции глобализованного ИТ-бизнеса. И наоборот: Белый дом также предлагает включить в программу спецподдержку экспорта ИТ-решений. В целом, по словам Михаила Мишустина, одной из задач программы при переходе к зрелому состоянию индустрии является создание в РФ крупных глобализованных ИТ-компаний.

По крайней мере в период 2021–2024 годов решения каких-либо сверхзадач и звездных успехов от российского ИТ при этом не ждут — по сути, Белый дом предлагает ограниченными решениями и отчасти гарантией госспроса поддержать динамику развития сектора 2014–2019 годов. Согласно презентации, валовая добавленная стоимость в ИТ выросла за этот период на 120% (с 374 млрд руб. до 822 млрд руб.). Удвоение доли ИТ в ВВП практически произошло в те же годы — тогда она выросла с 0,55% до 0,96%. Еще одно удвоение, в 2020–2024 годах, должно происходить темпами, увеличенными на 20–25%. Перегреть отрасль такие меры явно не в состоянии — скорее, Белый дом заинтересован в том, чтобы сохранить место для российской части ИТ-отрасли на быстро глобализующемся рынке.