← ЭДО, ИТ в логистике

Алгоритм "Яндекса" ускорит работу курьерских служб

Платформа «Яндекс.Маршрутизация» создала логистическое решение, ускоряющее работу курьерских служб. Специальный алгоритм позволяет лучше планировать маршруты курьеров с учетом специфических требований, таких, как сезонность или определенные виды задач, а также актуальных изменений — добавление новых адресов, пробки и т.п.

Алгоритм «Яндекса» выстраивает маршруты районных курьеров таким образом, чтобы им не приходилось возвращаться на склад или ждать курьеров-посредников с новыми заказами. Кроме того, алгоритм контролирует загрузку автомобиля курьера. На маршруты теперь можно автоматически добавлять адреса каждые 10-20 минут — алгоритм распределяет их с учетом местоположения курьеров, загруженности машин и прогноза пробок. Это позволяет оперативно забирать срочные и новые заказы.

При распределении машин алгоритм принимает в расчет не только общий объем каждого предмета, а все измерения — длину, ширину и высоту. Это необходимо, чтобы спрогнозировать точно ли поместится новая посылка. Кроме размеров можно указать, разрешается ли переворачивать предмет.

«Курьерские службы перевозят до 30% всех заказов интернет-магазинов. В этой сфере комплексные процессы планирования, и мы постарались создать решение, которое учитывает большинство особенностей: от разнообразия габаритов грузов до необходимости корректировки маршрутов в течение всего дня», — рассказал руководитель «Яндекс.Маршрутизации» Данил Шелехов.

В работе над этим логистическим решением приняли участие эксперты компании DPD — они поделились с разработчиками данными о специфике процессов планирования доставок. Компания первой протестировала и начала внедрять решение. Как пояснили в DPD, компания синхронизировала «Яндекс.Маршрутизацию» с собственным сервисом по обеспечению доставки в двухчасовые интервалы — Predict. Он позволяет уведомлять клиента о доставке в день получения посылки по SMS с указанием временного интервала.

Если предлагаемое сервисом время доставки неудобно, получатель может внести изменения с помощью чат-бота DPD. В таких случаях алгоритм позволяет в онлайн-режиме оптимизировать маршрут для курьера с учетом дорожной ситуации и пожеланий клиента по времени доставки. Как отметил директор по маркетингу DPD в России Алексей Мерзляков, сотрудничество с «Яндексом» позволило компании сократить время на планирование маршрутов и увеличить эффективность штата курьеров. Как следствие, компании удается точнее исполнять заявленные интервалы.

Платформа автоматизации логистики «Яндекс.Маршрутизация» запущена внутри «Яндекса» в 2017 году. Сервис входит в подразделение геосервисов «Яндекса» вместе с «Картами», «Навигатором» и прочими. «Яндекс.Маршрутизация» предназначена для планирования маршрутов большого количества машин и пеших курьеров, а также для отслеживания выполнения ими заказов.