← Автомобильные грузоперевозки

С каждого миллиарда российского импорта белорусские перевозчики зарабатывают $7,2 млн

Аналитики инвестиционно-консалтинговой компании ASER и рейтингового агентства BIK Ratings проанализировали белорусский рынок транспортно-логистических услуг.

Консалтеры оттолкнулись от прогноза McKinsey&Company о том, что по итогам 2020 года объемы мировой торговли снизятся на 13-22%, что соответствующим образом скажется и на мировом спросе на транспортно-логистические услуги. Наиболее сильно падение спроса скажется на международных грузоперевозках (воздушных и морских). Выручка в сегменте грузоперевозок и экспедирования упадет на 10% по сравнению с 2019 годом (на 15% в случае реализации негативного сценария). Снижение спроса в США, Европе и других странах способно сократить контейнерный грузопоток более чем на 6% по итогам 2020 года.

В Беларуси ежегодно через территорию страны следует свыше 100 млн тонн европейских грузов, из них около 90% — между Россией и ЕС. При этом Беларусь в большинстве случаев обеспечивает оперативность и сохранность транзита.

Анализ белорусского рынка сделан на основе данных за 2019 год, когда рынок транспортно-логистических услуг Беларуси показал рост на 9,4% относительно 2018 года и составил 5,1 млрд рублей.

Из всех оказанных транспортно-логистических услуг более 90% в стоимостном выражении приходится на автомобильный и железнодорожный транспорт: автомобильный — 49,8%, железнодорожный — 44,2%, внутренний водный транспорт составил лишь 4,3%, а на воздушный транспорт приходится лишь 1,7% грузов (ввиду его дороговизны).

По данным исследования экономического факультета БГУ, с каждого миллиарда стоимости российского импорта из ЕС белорусские грузоперевозчики получают примерно $7,2 млн.

Всего через территорию Беларуси за 2019 год было перевезено 427,8 млн тонн грузов, что ниже показателей 2017 и 2018 годов. Больше всего грузов было перевезено автомобильным транспортом — 37,8%. Железнодорожным транспортом было перевезено 34% грузов, трубопроводным — 27,7%, внутренним водным — 0,5%, воздушным — 0,007%.

В 2020 году белорусский рынок транспортнологистических услуг подвергся влиянию мирового кризиса, вызванного пандемией коронавируса. Объемы грузооборота и перевезенных грузов снизились на 7,3% и 8,4% соответственно относительно периода с января по сентябрь 2019 года. Показатели грузооборота и объемов перевезенных грузов за январь — сентябрь 2020 показали спад практически по всем видам транспорта, а наибольший спад был характерен для железнодорожного и трубопроводного транспорта.

Исследователи напоминают, что выручка от грузоперевозок автомобильным транспортом в 2019 году составила 1,1 млрд рублей, затраты — 1,084 млрд. Средняя себестоимость грузоперевозок автомобильным транспортом составляет 1,44 руб за 10 тоннокилометров, средняя доходная ставка — 1,49 руб за 10 тонно-километров.

Из перевезенных за 2019 год автомобильным транспортом грузов 109,5 млн тонн составили грузы в рамках международного сообщения (75,3% от общего объема перевозок), а из них 39,1 млн тонн составили транзитные перевозки (26,9% от международных перевозок).

Выручка от грузоперевозок железнодорожным транспортом в 2019 году составила 2,7 млрд рублей, затраты — 1,8 млрд. Средняя себестоимость грузоперевозок железнодорожным транспортом составляет 0,37 рублей за 10 тонно-километров, средняя доходная ставка — 0,53 рублей за 10 тоннокилометров.

Воздушный транспорт в 2019 году в рамках международных перевозок обеспечил дставку 28 тыс. тонн грузов. Это на 46,2% меньше, чем в 2018 году. Выручка от грузоперевозок воздушным транспортом составила 918,2 млн рублей, затраты — 767,2 млн рублей. Средняя себестоимость грузоперевозок воздушным транспортом составила 11,9 рублей за 10 тонно-километров, средняя доходная ставка — 14,2 рублей за 10 тоннокилометров.

Выручка от грузоперевозок внутренним водным транспортом в 2019 году составила 5,2 млрд рублей, затраты — 5,3 млрд. Средняя себестоимость перевозок — 1,57 рублей за 10 тонно-километров, средняя доходная ставка от грузоперевозок — 1,6 рублей за 10 тонно-километров

На 1 января 2019 года в Беларуси зарегистрировано 1 774 организации, осуществлявшие логистическую и транспортно-экспедиционную деятельность, что на 15,3% больше показателя 2018 года (1 539 компаний)/