← Логистика, грузы

"Заговора морских линий" на рынке грузоперевозок нет - эксперт

Менеджер датской компании, занимающейся перевозкой грузов, исключил версию «заговора морских линий» из причин кризиса на рынке грузоперевозок. Об этом источник сообщил в комментарии OL.

Менеджер указал на комбинацию негативных факторов, сложившуюся на рынке. В частности, он напомнил, что цены на транзит из Азии в Европу на протяжении последних лет держались на достаточно низком уровне.

Объективно они не должны были быть такими низкими. Но за счет высокой конкуренции перевозчики на морских линиях, соревнуясь друг с другом, снижали цены, чтобы забрать грузопотоки. И доснижались до того, что это направление стало убыточным. Зарабатывать удавалось на других направлениях: из Азии в США, Африку, Южную Америку», — рассказывает источник.

Направление в Европу традиционно самое загруженное и для всех перевозчиков самое важное. Два года назад здесь цены упали до критического уровня: из Китая в Клайпеду приплыть было дешевле, чем потом из Клайпеды попасть в Минск. Это стоило примерно $500. Но так не могло длиться вечно, у игроков на рынке накапливалось ожидание роста, поясняет собеседник OL.

Из-за коронакризиса и введенных странами ограничений огромное количество контейнеров, которые отправились из Китая на доставку по всему миру, не смогли быть вовремя выгружены и застряли в странах назначения. И в Китае сложился дефицит порожних контейнеров. В ситуации дефицита взвинтились цены на доступные контейнеры, в этом — естественное желание бизнеса заработать.

Источник добавляет: из-за того что ранее цены были очень низкими, морские линии убрали часть судов с европейского направления. В результате количество мест для контейнеров, которые могли быть предоставлены для перевозки товаров из Китая в Европу, сократилось.

Всплеск деловой активности в ноябре, когда все хотели загрузиться, чтобы к европейскому новому году все привезти, в сочетании с ограниченным количеством мест для контейнеров и отсутствием достаточного количества пустых контейнеров — такая комбинация факторов привела к тому, что цены начали взвинчиваться. Китайские экспедиторы начали спекулировать ставками.

Кто-то видит в этой ситуации «заговор морских линий», якобы они специально убрали контейнерные суда, но это не так, подчеркивает собеседник.

Ранее сообщалось, что ставки на фрахт контейнеров из Китая в Европу в конце 2020 года резко выросли — в четыре-пять раз.

Органический дефицит на рынке грузоперевозок дополняется искусственно формируемым, то есть морские перевозчики, владельцы контейнеров, китайские экспедиторы просто существенно преувеличивают масштабы дефицита, чтобы спровоцировать рост цен.