← Негабаритные и опасные грузы

Ледокол повел по Севморпути газовоз за новым грузом российского СПГ

Ледокол «50 лет Победы» начал сопровождение танкера СПГ «Кристоф де Маржери», который возвращается из Китая на «Ямал СПГ». За 11 дней суда планируют пройти сквозь февральские льды Северного морского пути (СМП) и добраться до порта Сабетта. В январе впервые в истории два танкера с российским СПГ самостоятельно прошли по СМП и доставили сжиженный газ в Китай и Южную Корею, сократив время в пути с пяти до трех недель.

Ледокол «50 лет Победы» начал сопровождение газовоза «Кристоф де Маржери» в Чукотском море. Судно ведет танкер сквозь льды Северного морского пути и, по данным навигационного портала Marinetraffic, они планируют прибыть 19 февраля в порт Сабетта на Ямале. Скорость ледокола составляет 10 узлов, газовоз следует за ним на расстоянии 1 мили.

«50 лет Победы» встретил «Кристофа де Маржери» 6 февраля в Беринговом проливе, после чего суда уже прошли более 200 миль.

«Кристоф де Маржери» и «Николай Евгенов» — последние СПГ-танкеры в этом сезоне. В следующие месяцы лед станет слишком толстым, чтобы самостоятельно передвигаться. В феврале, доставив груз, они вернутся обратно, но им уже понадобится помощь ледоколов. Эти рейсы — результат целенаправленной работы компании и ее партнеров по расширению навигационного окна для доставки СПГ с наших арктических проектов по восточному маршруту», — заявлял глава «Новатэка» Леонид Михельсон.

Как сообщало EADaily , этой зимой в Азии установились продолжительные холода и резко вырос спрос на газ. Хранилища региона при этом небольшие, а ограниченные возможности по транзиту через Панамский канал и дефицит танкеров привели к тому, что спотовая цена на сжиженный газ взлетала выше $ 1100 за тысячу кубометров. По данным Wood Mackenzie, на таком уровне котировки топлива будут держаться только на время холодов, но все равно не опустятся до рекордных минимумов, как это произошло в прошлом году. Среднюю цену в 2021 году прогнозируют на уровне $ 270.

Российские танкеры при этом осуществляли доставку контрактных грузов, чья цена составляет $ 180—250 за тысячу кубометров. И для «Ямала СПГ» важно, что проход по Северному морскому пути позволяет снизить как сроки, так и себестоимость доставки. Гендиректор «Атомфлота» Вячеслав Рукша заявлял еще в 2017 году, что сезон навигации по Севморпути длится шесть месяцев (июнь — ноябрь). При этом себестоимость доставки тонны СПГ в китайский Яньтянь через бельгийский Зебрюгге составляет, например, $ 91,5 за тонну сжиженного газа (1,38 тыс. кубометров), а по северному маршруту — $ 64.

Если путь с «Ямала СПГ» в Азию может занимать теперь три недели, то доставка СПГ из США традиционно занимает не менее четырех недель. Сейчас российский СПГ из Арктики поставляют в основном по долгосрочным контрактам с привязкой к цене на нефть. Акционером «Ямала СПГ» и одним из крупнейших закупщиков является китайская CNPC. Однако после запуска четвертой очереди мощностью 940 тыс. тонн (1,3 млрд кубометров) большая часть газа может пойти на спотовый рынок и зависеть от сезонных колебаний.

«Результаты перехода подтверждают: коммерческая перевозка грузов в восточном секторе российской Арктики в осенне-зимний период становится возможна на 1−2 месяца позже, что позволяет еще на шаг приблизиться к организации круглогодичной безопасной навигации на всем протяжении трассы СМП. В свою очередь, это будет способствовать реализации национальных планов по увеличению грузопотока в акватории Севморпути и развитию транзитного потенциала этой транспортной артерии», — сообщали в «Совкомфлоте».

Председатель правления «Новатэка» Леонид Михельсон при этом отмечал, что расширение периода навигации по Северному морскому пути позволяет уменьшить «углеродный след» и сократить выбросы углерода на 7 тыс. тонн в расчёте на круговой рейс.