В последние годы в России активно начали строить федеральные трассы в обход населенных пунктов. Дорожники аргументируют это заботой о пешеходах, водителях и экологии в целом. Но есть и обратная сторона: небольшие города и поселки, которые остаются «за бортом», начинают медленно вымирать. Особенно это актуально на севере страны, где населенные пункты расположены вдалеке друг от друга.
Здесь как никогда актуален старый тезис: дорога — жизнь. Дороги сейчас строят без учета интересов существующего в населенном пункте бизнеса. В итоге закрываются магазины, кафе и другие сервисы услуг. Все, кто может, уезжают, остаются только пожилые люди, — говорят люди.
На вновь построенных трассах, разумеется, будут предлагаться места для бизнеса, но разгонные полосы при этом предприниматель должен построить сам. А состыковка с федеральной трассой стоит баснословных денег! Вдобавок нужно будет к новому месту провести электричество, газ, воду. Это очень дорого.
Бизнес сейчас и так переживает не лучшие времена, а ему подкидывают всё новые трудности. В пример можно привести карельскую деревню Матросы, в обход которой в 2014-м ввели в эксплуатацию участок трассы Р-21 «Кола». Там закрылось большинство предприятий. Молодежь подалась в город, остались только пенсионеры, которым теперь тихо и хорошо.
Люди уверены, что и федеральным, и местным властям необходимо пересмотреть подход к строительству дорог на севере. В отличие от южных регионов, тут нет сумасшедшего потока туристов, а населенные пункты располагаются на внушительном расстоянии друг от друга. В скандинавских странах, например, небольшие населенные пункты как раз располагаются вдоль трассы, ее отгораживают специальными защитными заборами, которые снижают уровень шума и загрязнения. Водители спокойно заезжают в кафе, гостиницы, могут сделать необходимые покупки в магазинах. Для местного бюджета это один из основных источников дохода.
Мы задали вопрос Минтрансу Карелии, почему карельские деревни остаются в стороне от федеральной трассы: «Строительство дорог с большой транспортной загруженностью выполняется в обход населенных пунктов с целью обеспечения безопасности пешеходов и водителей, соблюдения оптимального скоростного режима, соблюдения экологических и санитарных требований».
Правда, есть разница: когда дороги делают в обход крупных городов, это действительно помогает ускорить движение грузов, убрать интенсивный поток с улиц и сократить нагрузку на экологию. Но когда в стороне оказывается небольшой населенный пункт, порой это равносильно приговору. Хотелось бы, чтобы чиновники взглянули на ситуацию со всех сторон и помогли сохранить те населенные пункты Карелии, которые сильно зависят от федеральных трасс.