← Логистика, грузы

«Детский мир» обошел «AliExpress Россия» по выручке от интернет-продаж

В 2020 году выручка «AliExpress Россия» превысила 25,8 млрд руб., чистый убыток составил 13,3 млрд руб., указала Mail.ru Group в своей годовой отчетности. Это первые финансовые результаты маркетплейса за весь календарный год. Совместное предприятие китайской Alibaba Group, «Мегафона», Mail.ru Group и РФПИ было создано в конце 2019 года, и в отчетности за тот год Mail.ru Group указала только показатели СП с момента закрытия сделки — за октябрь—декабрь 2019 года.

AliExpress — самая популярная торговая площадка в Рунете, свидетельствуют измерения исследовательской компании Mediascope. В декабре 2020 года ежедневная аудитория этого маркетплейса на мобильных устройствах и десктопах составляла 9,7 млн россиян старше 12 лет, аналогичный показатель Wildberries был 7,1 млн, Ozon — 4,8 млн человек.

Сопоставить результаты AliExpress с ближайшим конкурентом Wildberries не представляется возможным. Последний раскрывает только свой товарооборот (Gross Merchandise Volume): в 2020 году у Wildberries этот показатель увеличился почти вдвое, на 96%, до 437,2 млрд руб. Выручку и прибыль компания не называет. В свою очередь, представитель российского AliExpress отказался назвать прошлогодний товарооборот своей площадки.

Ставший в конце прошлого года публичной компанией, Ozon еще не отчитывался по итогам 2020 года. Компания лишь сообщала, что, по предварительным данным, ее товарооборот вырос на 140%, до 195 млрд руб.

По выручке Ozon в несколько раз превосходит AliExpress, свидетельствуют уже опубликованные результаты первой компании за девять месяцев 2020 года. В январе-сентябре выручка Ozon достигла почти 66,6 млрд руб. при товарообороте 121,6 млрд руб.

И Ozon, и AliExpress считаются маркетплейсами — площадками, где сторонние продавцы продают свой товар пользователям. В этом случае выручкой площадки является комиссия за сделки. Но, как свидетельствует отчетность Ozon, в действительности он прежде всего зарабатывает на продаже собственных товаров и тем самым является фактически классическим ретейлером. За девять месяцев 2020 года продажи собственных товаров обеспечили Ozon 52,8 млрд руб. выручки, сервисные услуги, к которым относится не только комиссия за проданные сторонним продавцом товар, но и рекламные услуги, сборы за доставку и пр., — только 13,8 млрд руб.

Выручку классического ретейлера невозможно сравнивать с выручкой маркетплейса, потому что они формируются по-разному, настаивает представитель «AliExpress Россия».