← Склады и грузовые терминалы

Портовые терминалы в Новороссийске перейдут на использование энергии ветра

Группа компаний «Дело» и АО «Атомэнергопром», консолидирующее гражданские активы госкорпорации «Росатом», 13 апреля 2021 года подписали соглашение о реализации совместных мер, направленных на переход логистических терминалов к использованию низкоуглеродных зеленых источников энергии.

Соглашение подписали в рамках международной выставки ТрансРоссия-2021 генеральный директор УК «Дело» Игорь Яковенко и директор по развитию бизнеса ГК «Росатом» Екатерина Ляхова.

Одним из первых шагов в рамках реализации указанного соглашения предусмотрена организация поставки выработанной на основе энергии ветра электрической энергии на крупнейшие терминалы в Азово-Черноморском регионе России:
ООО «Контейнерный терминал «НУТЭП» и АО «Зерновой терминал «КСК» в г. Новороссийске (входят в ООО «ДелоПортс», стивидорный актив группы). Партнером в рамках нового проекта выступило АО «Атомэнергопромсбыт» (входит в АО «НоваВинд» - дивизион ГК «Росатом» по ветроэнергетике).

Договорные отношения устанавливают, что с 1 января 2022 года терминалы полностью перейдут на использование электроэнергии, выработанной на ветропарках.

КСК и НУТЭП стали первыми в России крупными объектами портовой инфраструктуры, объявившими о переходе на использование возобновляемой энергии.

«Росатом последовательно реализует стратегию по производству низкоуглеродной энергии на базе атомной и ветрогенерации. В настоящее время все больше компаний выбирает путь устойчивого развития бизнеса. Во многом это становится залогом конкурентоспособности и долгосрочного коммерческого успеха. И я надеюсь, что сегодняшнее соглашение – это лишь первый шаг к переходу предприятий логистической отрасли России к использованию низкоуглеродных источников энергии», - отметила Екатерина Ляхова.

Ежегодная пропускная способность НУТЭП составляет 700 тыс. TEUs, контейнерооборот терминала за 2020 год достиг 487 тыс. TEUs. Доля НУТЭП в контейнерообороте Азово-Черноморского бассейна – 61%, в России – 9%. Клиентами терминала являются крупнейшие международные линии. Пропускная мощность зернового терминала КСК составляет 6 млн тонн в год (после окончания реконструкции в 2021 году – до 7 млн тонн), в 2020 году терминал обработал более 5,1 млн тонн зерновых. Доля КСК в экспорте зерновых России в 2020 году составила 12%.

Проект «зеленый порт» позволит применить производство электрической энергии на базе низкоуглеродных зеленых источников энергии (ВИЭ) для целей содействия экспорту из Российской Федерации с минимальными выбросами СО2, что, в свою очередь, отразится на снижении у НУТЭП и КСК расчётных показателей отчетности о косвенных выбросах парникового газа (Scope 2) и прочих косвенных выбросах углерода (Scope 3) для их клиентов. В зависимости от принятой Евросоюзом методологии показатели могут позволить снизить значения «углеродного налога» на экспорт в Евросоюз для российский экспортеров.

По оценке АО «НоваВинд» потенциальное снижение выбросов СО2 за счет перехода на использование энергии ветра по НУТЭП и КСК составит порядка 6,8 и 5,7 тыс. тонн СО2/год соответственно (по отношению к традиционным источникам электрической энергии при условии сжигания на них природного газа).

Игорь Яковенко так прокомментировал подписанное соглашение: «Одна из стратегических задач группы «Дело» – развитие портовой и терминальной инфраструктуры в соответствии с принципами устойчивого развития и минимального воздействия на окружающую среду. Проект «зеленый порт» на предприятиях ДелоПортс является пилотным, но долгосрочным. Мы намерены расширять и развивать его на других предприятиях группы. Терминалы НУТЭП и КСК – самые современные на юге России, для их модернизации группой реализуется масштабная инвестиционная программа, нацеленная на расширение пропускных мощностей и закупку новейшего оборудования. Мы стремимся соответствовать принципам ESG (Environmental, Social, Governance) и благодарны нашим партнерам в госкорпорации «Росатом» за помощь и содействие в проекте «зеленый порт».