← ЭДО, ИТ в логистике

Decathlon надеется окупить флот складских роботов за два года

Срок окупаемости вложений в робототехническую систему складской логистики составит порядка двух лет, рассказали «Логирусу» в Decathlon.

В конце апреля Decathlon и «НИССА Инжиниринг» сообщили о развертывании флота складских роботов в России. Система включает в себя два компонента, действующих на объектах ретейлера в Москве и Санкт-Петербурге. Флот из 83 логистических роботов собирает до 80% онлайн-заказов магазина. В рамках проекта скорость сборки заказов выросла в 7,5 раз.

– Так как с данным решением мы знакомы давно и проводили физические тесты оборудования ещё до пандемии, мы прекрасно знали его возможности, а самое главное стоимость системы. По нашим расчетам, инвестиция в автоматизацию вернется в полном объеме через 2 года эксплуатации, поэтому говорить о том, что роботы – это всегда дорого, в нашем случае, неуместно, – заявил директор департамента логистики Decathlon Александр Шульц.

Инвестиции в такую инфраструктуру могут составлять суммы от полумиллиона до нескольких миллионов евро, считает управляющий директор ООО «Компания АНТ» Владимир Никитин. По его словам, как правило, для проектов автоматизации в России считаются оптимальными сроки окупаемости в пределах 3-х лет.

– Внедрение подобных логистических систем безусловно оправдано для компаний в сфере ретейла. Складские логистические роботы окупают свою стоимость, несмотря на высокие бюджеты внедрений, – добавил эксперт.

Катализатором внедрения новой системы стало многократное увеличение числа онлайн-заказов с начала пандемии коронавируса. По словам Александра Шульца, по окончании первой волны рост не замедлился и продолжается до сих пор.

– Много драйверов роста для автоматизации сложилось на рынке: пандемия вскрыла сложности с наймом дешевой рабочей силы, государство всеми силами обеляет бизнес, что делает менее привлекательным увеличение штата, объемы ретейла растут и необходимость масштабироваться не оставляет выбора кроме пути автоматизации, – отметил Владимир Никитин.

Под зону автоматизированной сборки онлайн-заказов отведено 10% складской площади, на которой хранится и обрабатывается вся продукция, представленная на Decathlon.ru. В ближайшее время активность зоны автоматизированной сборки планируют повысить еще на 500%.

В проекте применяется принцип goods to person, в рамках которого реализуется движение товара к человеку, а не человека к товару. Это и увеличивает производительность процесса сборки.

Кроме роботов в систему внедрено программное обеспечение автоматического управления флотом, интегрированное с WMS-системой заказчика, а также рабочие станции для персонала по концепции товар-к-человеку, станции автоматической зарядки и сотни специальных мобильных стеллажей. Последние оснащены системой отбора pick-to-light (безбумажный отбор заказов) в каждой из локаций.

Такая технология отслеживает уровень заряда роботов и автоматически отправляет их на зарядную станцию. При обнаружении неисправности устройства временно выводится из эксплуатации, формируется запрос на ремонт, а задания распределяются между другими машинами автоматически.

Система может задействовать группу роботов для выполнения совместной операции. К примеру, если нужно достать стеллаж из третьего ряда в блоке. Решение разработано так, что кратный рост производительности возможен без прерывания процессов путем добавления необходимых элементов. Всего «НИССА Инжиниринг» поставила 16 контейнеров с оборудованием, каждый из которых высотой больше 15 метров.

Также в проекте используется способ автоматической идентификации, который позволяет считать информацию о товаре с точностью до сотых долей секунды, – RFID (радиочастотная идентификация).

– За то время, которое работник склада тратил раньше на сборку одного заказа, мы можем сейчас собрать 4-5 заказов. При этом, в связи с существенным ростом интернет-продаж, мы не сократили ни одного сотрудника, а просто перевели их на другие вспомогательные процессы, – рассказал Александр Шульц.

Подобное логистическое решение является первым в России, но в мире используется уже несколько лет.

– Наша компания не раз предлагала аналогичные проекты, и они всегда вызывали большой интерес у заказчиков, но после общения следовал стандартный ответ: «не хочу быть Гагариным, давайте мы будем вторыми», – добавил коммерческий директор «НИССА Инжиниринг» Владимир Кретинин.