← ЭДО, ИТ в логистике

Кто ответит за беспилотник: разработчики трасс назвали виновных в случае ДТП

На 2024 год назначен старт проекта по организации беспилотных грузо­перевозок через всю Россию — по маршруту из Европы в Китай. Как сообщает Autonews со ссылкой на авторов проекта, именно грузо­перевозки позволят оперативно получить финансовую отдачу от беспилотников, но для реализации проекта придётся внести ряд изменений в нормативные акты. В частности, они будут призваны регулировать ответ­ственность в случае ДТП с участием беспилотников и придадут автономным грузовикам особый юридический статус.

Первым этапом проекта станет организация транс­портного коридора для беспилотных грузовиков на трассе М11 между Санкт-Петербургом и Москвой: его планируется запустить в 2024 году. А к 2030 году коридор протянут до Казахстана. При этом если на первом этапе на маршрут планируется вывести до 300 машин, то к завершению проекта флот беспилотников должен достичь 4000 единиц.

Организаторы — рабочая группа «Автонет» — считают, что использо­вание автономного транспорта позволит резко снизить издержки на грузо­перевозки и ускорит движение машин: беспилотники могут пере­двигаться кругло­суточно. По предварительным расчётам, время в пути от Санкт-Петер­бурга до Казах­стана уменьшится на 50%, а затраты сократятся на 30%.

Как заявил изданию соруководитель рабочей группы «Автонет» Александр Гурко, на магистралях для беспилотного транспорта планируется выделить так называемую приоритетную полосу. Как-либо ограждать или придавать ей статус выделенной не будут, но сторонних водителей «Автонет» собирается обязать во всём уступать беспилотным грузовикам.

На данный момент в ПДД такой обязанности нет, как нет и упоминаний автономного транспорта. Однако к 2024 году транспортному коридору могут придать статус территории с экспери­ментальным правовым режимом: это позволит обойти ныне действующие правовые нормы. Кроме того, планируется принять новые национальные стандарты для магистралей, на которых эксплуати­руются беспилотники, а также требования к самим машинам.

Наконец, будет доработан с учётом автономного транспорта и закон об ОСАГО (пока, впрочем, не уточняется, как именно). Ответ­ственность же за ДТП по вине беспилотника планируется возлагать либо на разра­ботчиков, либо на тех, кто его эксплуатирует, — компанию-перевозчика или конкретного оператора.

Ранее сообщалось, что в России планируется запустить экспери­ментальный проект по эксплуатации беспилотных такси. Первые пассажирские машины с автономным управлением должны появиться в Москве, Красно­дарском крае и Татарстане уже в нынешнем году.