← Логистика, грузы

Альтернативный транспорт поможет оптимизировать затраты в Арктике

По данным экономической статистики северный завоз осуществляется на территории 25 регионов России. Ежегодно в рамках северного завоза в России обеспечивается снабжение около 3 млн человек. Основной его объем – 85% в натуральном и 75% в стоимостном выражении – приходится на 4 региона: Якутию, Чукотку, Магаданскую область и Красноярский край. Ежегодно государство тратит значительные средства на субсидирование северного завоза и гарантированное обеспечение жителей Крайнего Севера необходимыми для жизни товарами, продуктами, материалами. В 2020 году объем северного завоза составил 3,1 млн тонн на сумму 72,1 млрд рублей. При этом объем господдержки завоза по итогам года составил 22,1 млрд рублей.

На прошедшей в Якутске научно-практической конференции эксперты обсудили возможность оптимизации процесса северного завоза и снижения нагрузки на экосистему Арктики, которую он создает. В числе предложений – использование альтернативных транспортных средств, в том числе БЛА, дирижаблей и экранопланов, цифровых технологий, в частности, дистанционного позиционирование, дистанционного зондирования и картографирования поверхности, автономные системы ориентации беспилотных и безэкипажных транспортных средств.

В русле этой стратегии в Якутии планируют весной 2022 года создать цифровой двойник трасс северного завоза и запустить два тестовых беспилотных маршрута БЛА в районе порта Тикси, который, по проекту, станет центром арктического кластера беспилотной авиации. Группировка беспилотных воздушных судов будет осуществлять транспортировку грузов.

Наряду с БЛА предлагается использовать дирижабли: эти аппараты обладают большей, в сравнении с летательными аппаратами тяжелее воздуха, более высокой удельной грузоподъемностью. Дирижабли могут существенно ускорить сроки доставки крупногабаритных грузов на север, а также топлива (СПГ) для арктических поселений. Наряду с классическими, разрабатываются и нестандартные проекты.

Так, существует проект дирижабля катамаранного типа с использованием дополнительно автожирного типа: при аварийном снижении винт за счет авторотации сможет снизить скорость падения, а при горизонтальном полете способен создавать дополнительную аэродинамическую подъемную силу. Ещё одно направление, которое имеет потенциал для развития в Арктике, – экранопланы. Оценивая перспективы беспилотного транспорта, эксперты отмечают, что отсутствие экипажа и расширение возможностей эксплуатации подобного рода аппаратов в ночное время и в сложных метеорологических условиях позволит снизить стоимость грузоперевозок. Кроме того, использование летательных аппаратов различного типа: БЛА, дирижаблей, экранопланов, – возможность отказаться от прокладки зимников и снижение нагрузки на почву, что поможет бороться с таянием вечной мерзлоты в Арктике в створах трасс.