← Логистика, грузы

С грузами все просто смерзительно. ОАО РЖД и стивидоры винят друг друга в сезонных проблемах

Традиционные для российской зимы сложности с оборотом грузов в портах приобретают характер системного сбоя. По данным ОАО РЖД, с начала года погрузка уже упала на 1,5 млн тонн, или около 1,5% месячной нормы. Стивидоры при этом утверждают, что работают нормально, а основная проблема — в замедлении движения на сети, из-за чего грузы плохо доезжают в порты. Источники “Ъ” говорят о росте объемов брошенных полувагонов и цистерн на сети — они вдвое-втрое превышают показатели прошлогодних двух декад января. Кузбасс, столкнувшийся с невозможностью отправить весь объем своего угля в январе, уже просит правительство увеличить годовую квоту по вывозу на восток. Аналитики отмечают, что резкий рост нагрузки на транспортную систему «высветил все узкие места».

Общие потери перевозок на железнодорожной сети из-за проблем с выгрузкой в портах с начала года оцениваются в 1,5 млн тонн, сообщили “Ъ” в ОАО РЖД. Это примерно 1,5% от средней январской погрузки в последние три года. «Основными проблемами в работе портов являются сбои в работе перегрузочного оборудования в сложных погодных условиях, принятие грузовладельцами недостаточных профилактических мер против смерзаемости грузов, ограничения складских емкостей из-за периодических задержек подхода торгового флота»,— говорят в монополии.

Хуже всего ситуация в портах Дальнего Востока, где при нормативе 8,5 тыс. вагонов в сутки выгрузка на 70% меньше — в среднем 5 тыс. вагонов.

«Аналогичные проблемы на Октябрьской железной дороге, где при общей перерабатывающей способности 10 007 вагонов порты выгружают только 6524 вагона среднесуточно»,— уточнили в ОАО РЖД в монополии.

В монополии уже жаловались на работу портов в декабре — сначала по нефтепродуктам, потом и по угольным грузам. «Текущий год начат с неудовлетворительной работы операторов морских терминалов»,— сообщал 10 января в своей колонке в «Гудке» замгендиректора — начальник центральной дирекции управления движением ОАО РЖД Рашид Сайбаталов. Но ситуация постепенно улучшается, сообщили “Ъ” в ОАО РЖД, «ограничения в направлении портов снимаются, и задержанные поезда доставляются в пункты назначения». С начала месяца «подняли» 250 составов, добавляют в монополии.

Операторы терминалов, однако, говорят, что обрабатывают грузы своевременно.

В НТК (управляет Мурманским морским торговым портом, терминалом «Дальтрансуголь» в Ванино и др.) “Ъ” сообщили, что на терминалах группы проблем с выгрузкой угля нет. «Все вагоны, доставляемые ОАО РЖД, выгружаются без задержек,— уверяют в компании.— Все оборудование работает в штатном режиме, с учетом отгрузок за 19 дней января мощности по выгрузке из вагонов задействованы на 60%».

Ситуация в портах вызвана медленной доставкой из-за загруженности железнодорожных путей по всем направлениям, пояснили “Ъ” в УГМК (управляет угольными терминалами «Ростерминалуголь» в Усть-Луге, «Восточный порт» в Находке). «Срок доставки значительно увеличен, поэтому, разумеется, угольная продукция смерзается, что увеличивает сроки обработки вагонов,— говорят в компании.— В текущий момент среднесуточная выгрузка значительно превышает погрузку, порты стоят без вагонов. Например, парк "Новый" в Восточном порту — без вагонов четвертый день».

В Ассоциации морских торговых портов отмечают «ухудшение организации работы по доставке грузов железнодорожным транспортом в адрес морских портов и терминалов со стороны ОАО РЖД». Подвод поездов на припортовые станции осуществляется ниже установленных норм, говорят там: «Недостаточная пропускная способность железнодорожных подходов, неравномерность подвода поездных формирований сдерживают полноценную работу и развитие морских терминалов».

«Доставляемые перевозчиком объемы экспортных грузов, как и вывозимых импортных, не позволяют задействовать перевалочные мощности портов в полном объеме»,— заключают в ассоциации.