← Негабаритные и опасные грузы

Ученые разработали новые методы переработки радиоактивных отходов

Ученые Дальневосточного федерального университета (ДВФУ) и Института общей и неорганической химии Национальной академии наук Беларуси (ИОНХ НАН Беларуси) разработали способ переработки опасных радиоактивных отходов в керамические изделия, которые затем могут быть использованы в производстве рентгеновских аппаратов и другого диагностического оборудования. Об этом, как пишет ТАСС, сообщила в среду пресс-служба Минобрнауки России.

«Разработки позволят эффективнее очищать загрязненные воды и перерабатывать опасные твердые ядерные материалы. Это снизит риски от негативных последствий при обращении с опасными отходами или возможных нештатных аварийных ситуаций на объектах атомной промышленности. Также технологии способны обеспечить создание качественной радиоизотопной продукции», – говорится в сообщении.

В основу технологии легло создание сорбентов, которые эффективно концентрируют в своем объеме радионуклиды из растворов. В процессе особого образа разогрева таких сорбентов образуется твердый материал – керамика. Она может обеспечить безопасное захоронение радиоактивных отходов или станет основой радиоизотопных изделий в виде источников ионизирующего излучения.

Как отмечают в Минобрнауки России, такие изделия могут быть востребованы в космической отрасли, медицине, промышленности. В частности, такие источники входят в конструкции рентгеновских аппаратов, диагностических установок на базе использования радиоизотопов, оборудования для лучевой терапии. Они же могут быть основой источников электрического тока – «ядерных батареек».

Для очистки радиационно загрязненной воды ученые разработали технологический способ синтеза и изготовили серию композитных сорбентов. Сорбенты «впитывают» в себя только радионуклиды, а позже с помощью управляемых магнитов из полученного раствора извлекается опасный радиоактивный компонент.

Авторы изобретения отмечают, что селективные сорбенты должны не только извлекать радионуклиды из растворов, но и обеспечивать максимальную безопасность при обращении с их отработанными формами и последующем захоронении.

«В этом случае формирование магнитных свойств у эффективных каркасных алюмосиликатов позволяет управлять ими в растворе при наложении магнитного поля. То есть обеспечивается тщательный сбор и отделение сорбента, содержащего радионуклиды, из раствора в одну стадию без возникновения риска неполной очистки для последующей утилизации отработанного опасного материала», – цитирует агентство слова младшего научного сотрудника, аспиранта ДВФУ Артура Дранькова.

Результаты работы ученых опубликованы в журналах Nuclear Engineering and Technology и Journal of the European Ceramic Society.