Евросоюз отложил введение запрета на страхование судов с российской нефтью. Об этом пишет Financial Times. О таком запрете ЕС и Великобритания условились еще в начале лета. Однако Лондон пока запретил страхование только тех российских судов, что идут в саму Великобританию. Параллельно США, Британия и страны ЕС хотят установить потолок цен на российскую нефть и при этом не навредить своей же экономике.
Как пишет газета, лондонский рынок Lloyd's of London находится в центре индустрии морского страхования — и все зависит от воли британцев, просто пока такой запрет вводить рано. Мысль о том, что в треугольнике «продавец нефти — покупатель — страховая» именно последняя выглядит слабым звеном, не лишена смысла. Однако просто так исключить ее из этой цепочки непросто, считает президент Всероссийского союза страховщиков Игорь Юргенс:
По мнению эксперта, отсрочка запрета на страхование судов со стороны Запада — попытка выиграть время и заполнить свои хранилища российской нефтью. В санкционной политике сменилась парадигма: теперь европейцы и американцы считают, что надо способствовать как можно большему экспорту российской нефти, чтобы убрать часть дефицита и снизить цены. Вопрос, как тогда быть с большей прибылью для Москвы, остается за бортом. Считается, что, если рынок насытить, цены будут ниже, а значит, и заработки России тоже. Поэтому дается сигнал: танкер с российской нефтью можно страховать, это теперь не токсичная деятельность. По словам Игоря Юргенса, Москва не ждет, уже ведутся переговоры со страховщиками из «дружественных» стран, чтобы обойти британцев.
Есть радикальный вариант и без традиционного страхования, добавляет ведущий эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергобезопасности Игорь Юшков:
Скорее, грозит не страховой дефицит, а нехватка самих танкеров. Раньше рынки выстраивались из интересов экономии: Россия была основным поставщиком для Европы из-за самого короткого транспортного плеча. Теперь правит политика. Россия уходит на азиатские рынки, ближневосточные экспортеры идут в Европу, заменяя Россию. Маршруты увеличиваются. Чтобы доставлять те же объемы, нужно больше танкеров. Баланс могут найти, если мир скатится в рецессию, потребление нефти и следом цены на нее снизятся, значит, и объемы поставок сократятся, считают эксперты. Яснее станет в середине 2023 года, когда уже будут работать декабрьские санкции ЕС о запрете на оказание финансовых услуг российскому нефтяному экспорту и начнут действовать новые ограничения в отношении нефтепродуктов. То есть когда пройдут две волны перестроения рынка.
Вместе с тем западные страны обсуждают введение потолка цен на российскую нефть. Тогда можно будет оставить запреты только на те поставки, которые пойдут мимо этой схемы. Позиция Китая, Индии и других крупных покупателей будет ключевой. Но сама идея потолка цен весьма наивна, считает советник по макроэкономике гендиректора компании «Открытие инвестиции» Сергей Хестанов:
«Не стоит удивляться тому, что принимается много решений. Часть этих решений сильно противоречит друг другу, а иногда и здравому смыслу, что требует введения каких-то корректировок. Сам по себе механизм ограничения предельной цены на российскую нефть пока не выглядит слишком реалистичным. Чаще всего картели являются действенными тогда, когда их участники проявляют значительные единодушие и дисциплину, но добиться подобного в отношении не продавцов, а покупателей нефти пока никому не удавалось».
Евросоюз пытается усидеть на трех стульях: нанести ущерб доходам России, смягчить удар по собственной экономике и свести к минимуму любые побочные эффекты для мировой экономики. Но шансы на успех крайне малы. Страхование судов уже откладывается, Западу обострять отношения с Китаем и Индией не подходит. Абсурдно выглядят и сроки, отмечают эксперты: заявляется, что потолок цен введут в декабре — тогда же, когда, по идее, будут запрещены морские поставки российской нефти странам Евросоюза. Тут уже либо одно, либо другое.