Пандемия коронавируса в 2020 году послужила причиной снижения мирового грузооборота, что привело к падению ставки морского фрахта (транспортного тарифа, прим. ред.). Затем произошёл постпандемийный всплеск грузоперевозок, а, как известно, спрос рождает предложение. Этим поспешили воспользоваться владельцы контейнерного оборудования и контейнерных линий, и подняли цену на перевозки в несколько раз. К 2022 году стоимость немного снизилась, но всё равно не вернулась к значениям 2020 года. Так описал ситуацию с изменением цен на грузоперевозки генеральный директор транспортно-логистической компании «ВэдТрансСервис» Роман Цыганков.
Чтобы разобраться в деталях, рассмотрим изменение цен на примере транспортировки китайских грузов. До начала пандемии стоимость транспортировки 20-футового контейнера из центральной части Китая (Шанхай/Нинбо) составляла от 600 до 800 долларов, 40-футового контейнера – от 800 до 900 долларов. С южной части Китая привезти 20-футовый контейнер стоило от 700 до 900 долларов, а 40-футовый – от 800 до 1100 долларов.
В 2021 году ставка фрахта на шанхайском направлении для 20-футовых контейнеров увеличилась в 8 раз, а для 40-футовых – в 11 раз. Фрахт 40-футового контейнера с юга Китая повысился в 12,5 раз.
«Большая часть контейнеров доставлялась транснациональными компаниями, которые повышали стоимость без обоснования чётких и конкретных причин. Так мы получили инфляцию. К 2022 году стоимость снизилась на 15-20%», - объяснил эксперт.
Транзитное время перевозки с 2020 по 2022 год в среднем увеличилось до 25 дней. Если в 2020 году груз из Шанхая или Нинбо шёл до России 6-8 дней, то в 2021 и 2022 году время ожидания стало составлять 20-25 дней. Грузы с юга Китая в 2020 году приходили примерно за 10-12 дней, а с 2021 года на их транспортировку уходит не меньше 25-30 дней.
Что касается стоимости железнодорожных перевозок от Владивостока до Москвы, то за последние 3 года она увеличилась в 3 раза. В ноябре 2020 года перевозка 20-футового контейнера по данному маршруту стоила 68 000 рублей, в ноябре 2021 года подорожала до 126 000 рублей, а к ноябрю 2022 поднялась до 167 000 рублей. Транспортировка 40-футового контейнера в 2020 году составляла 119 000 рублей, в 2021 году – 230 000 рублей, и в 2022 году увеличилась до 313 000 рублей.
«Чтобы довезти контейнер до Москвы сейчас нужно 5000 долларов. С ноября 20 года по ноябрь 22 года стоимость перевозки выросла в 3 раза. При том, что РЖД повышала ставки только на уровне инфляции, то есть доля стоимости РЖД здесь минимальная. Основную часть денег приходится отдавать портам и собственникам подвижного состава. Вознаграждение экспедитора при перевозке по наземной части составляет порядка 5-6 тысяч рублей», - прокомментировал изменение стоимости ж/д перевозок Роман Цыганков.
Ставки на 2023 год пока не озвучены, но ожидается повышение. Как ранее писало агентство, РДЖ планирует повысить тариф на порожний пробег вагонов со станций Дальнего Востока. Тем временем, государство и бизнес продолжают терять триллионы рублей из-за дефицита провозной способности Восточного полигона.
Напомним, что поворот на восток, о котором так давно говорит Владимир Путин, наконец-то случился, но инфраструктура Дальнего Востока не справляется с нагрузкой.