Власти Архангельской области предлагают обозначить порт Архангельск как порт отправления при осуществлении каботажных перевозок в регионы Дальнего Востока, сообщил ТАСС в четверг заместитель председателя правительства Архангельской области - министр экономического развития, промышленности и науки региона Виктор Иконников. Сейчас порт определен только в качестве транзитного.
"Считаем необходимым внести дополнительное изменение в постановление правительства РФ №397 и обозначить в правилах плавания в акватории Северного морского пути морской порт Архангельск не только в качестве транзитного, но и портом отправления при осуществлении каботажных перевозок грузов в регионы Дальнего Востока и в обратном направлении", - сказал Иконников.
Согласно постановлению правительства РФ от 19 сентября 2022 года морской порт Архангельск определен только в качестве транзитного порта при осуществлении каботажных перевозок грузов из Большого порта Санкт-Петербург (порта Мурманск) в регионы Дальнего Востока и в обратном направлении в европейскую часть России по планируемым маршрутам перевозки.
Архангельский транспортный узел - это многопрофильный порт круглогодичной навигации, 12 универсальных и специализированных терминалов, 10 компаний-судовладельцев и более 350 единиц флота, 20 сервисных компаний для обслуживания грузов. Архангельск является центром перевалки грузов для уже действующих и перспективных арктических проектов.
Рост грузопотока в Архангельском транспортном узле стимулирует местных стивидоров модернизировать собственные производственные мощности. Компания "Арктикконсалтингсервис", Архангельский морской торговый порт и Архангельский речной порт уже ввели новые открытые площадки для хранения грузов. Их общая площадь составила около 15 га. Компании "Межрегионтрубопроводстрой терминал" и "Соломбальский терминал" приобрели новую крановую технику и погрузчики для работы с трубной продукцией и контейнерами. В Архангельске появляются и проекты новых грузовых терминалов.
В 2021 году морской порт Архангельск обработал больше 5 млн тонн грузов, из них четверть отправлена на экспорт. Рост объема перевалки составил около 9% к уровню предыдущего года. За 11 месяцев этого года грузооборот порта превысил показатели 2021 года и составил почти 6,4 млн тонн, рост - 28%. Вместе с тем снижение загранперевозок морским транспортом частично компенсируется ростом каботажных перевозок, в том числе Архангельск наращивает компетенции в сфере контейнеризации грузов. В 2022 году объем контейнерных перевозок увеличился в 14 раз по сравнению с прошлым годом.
При этом в Архангельском транспортном узле существуют ограничения, которые местные стивидоры не могут решить при развитии собственных мощностей. Наиболее критичным объектом инфраструктуры является железнодорожная станция "Соломбалка", которая, по прогнозам, достигнет предельной пропускной способности в 2023 году. А в соответствии с данными основных стивидоров объемы перевалки грузов порта с учетом расширения грузовой базы Северного морского пути, снабжения сырьевых и инфраструктурных проектов в Арктике возрастут более чем на 35%.
По словам Иконникова, необходимо включить в инвестиционную программу ОАО "Российские железные дороги" мероприятия по модернизации станции "Соломбалка". Отсутствие необходимой пропускной способности по станции уже на данном этапе "тормозит" развитие порта. "Наше предложение - включить в инвестиционную программу РЖД мероприятия по модернизации станции "Соломбалка", в том числе строительство дополнительных путей на участке "Выставочный парк", централизация управления системой стрелочных переводов, оборудование станции системами автоматической локомотивной сигнализации, маршрутными светофорами", - сказал министр.
Основным результатом модернизации будет являться увеличение пропускной способность станции с 2,4 млн тонн в год до 4 млн тонн в год. Это придаст дополнительный импульс развитию перевозок по СМП из морского порта Архангельск.