← Автомобильные грузоперевозки

Причины очередей грузоперевозчиков на границе с Китаем назвали транспортные прокуроры Казахстана

Грузоперевозчики на границе с КНР выражали недовольство по поводу продолжительного ожидания электронной очереди на таможенном посту «Нур Жолы», а также другим вопросам, связанным с их деятельностью, передает kazlenta.kz со ссылкой на главную транспортную Прокуратуру РК.

В целях разрешения ситуации Главной транспортной прокуратурой создана Межведомственная рабочая группа, в состав которой включены представители Комитета государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан, Пограничной службы КНБ, Министерства индустрии и инфраструктурного развития, Антикорупционной службы и НПП «Атамекен».

С 24 по 31 марта 2023 года Межведомственной рабочей группой осуществлен выезд в пункт пропуска «Нур Жолы», где проведены встречи с грузоперевозчиками и представителями государственных и уполномоченных органов.

Установлены причины возникновения проблемных вопросов с принятием совместных мер, направленных на защиту прав добросовестных грузоперевозчиков и обеспечения прозрачности процесса электронной очереди.

Как выяснилось, приграничный ажиотаж возник из-за несовершенного алгоритма работы программы «E-border», которая позволяла «бронировать» места в очереди путем использования регистрационных данных легковых и сельскохозяйственных автомашин, а также автобусов, собственники которых не имели цели выезда в КНР для перевозки грузов.      

Ситуация усугублялась тем, что активизировался «рынок теневых услуг» по перевозке грузов, расценки которых достигали до 40 тысяч долларов США.

По рекомендации Рабочей группы из очереди исключены порядка 2000 автотранспортных средств, в том числе легковых, а также ранее снятых либо не состоящих на учете. Дальнейшее же использование списка по «E-border» решено прекратить с 16 апреля т.г.  

В новой системе электронной очереди «CarGoRuqsat» вышеуказанные пробелы учтены посредством интеграции с базами данных органов внутренних дел, что не допускает различные спекуляции с очередностью.

Также, на территории пункта пропуска находилось около 80 брошенных большегрузов, водители которых длительное время затягивали выезд в КНР для искусственного удорожания стоимости услуг по перевозке.  

В целях недопущения подобных фактов подготовлен проект поправок в Технологическую схему, согласно которым впредь грузоперевозчики могут находиться на территории пункта пропуска не более 72-х часов.

Были озвучены и сложности по оформлению виз в КНР. Большинство водителей не имеют визы и вынуждены за определенную плату договариваться с теми, у кого она есть.

Главной транспортной прокуратурой рекомендовано МИДу широко освещать порядок и условия получения виз, а также при необходимости провести выездные встречи с грузоперевозчиками по данному вопросу.

Для улучшения условий по получению международного разрешения на перевозку грузов по инициативе ГТП подписан совместный приказ МИИР и КГД, предусматривающий его выдачу непосредственно на пункте пропуска, а также исключению излишних требований для грузоперевозчиков.  

Мониторинг ситуации на данном пункте продолжается.