← ЭДО, ИТ в логистике

В Арктике успешно эксплуатируют два беспилотных грузовика

На Восточно-Мессояхском месторождении прошли опытно-промышленную эксплуатацию два грузовика-робота. В течение нескольких месяцев "умные" автомобили доставляли грузы по 140-километровому зимнику, который связывает нефтепромысел на Гыданском полуострове с поселком Тазовским. С закрытием дороги их перевели на другие объекты.

В беспилотном режиме использовались серийные модели машин с несколькими типами сенсоров. Такие "дальнобойщики" умеют сканировать фронтальную зону, "видят" препятствия в радиусе 200 метров, разделяют статичные и движущиеся объекты, строят цифровую карту. Управляет ими российское ПО, безопасность перевозок обеспечивает навигационная спутниковая система, а связываются машины между собой через промышленный Wi-Fi, сети 3G/4G и специальную частоту на УКВ-диапазоне, рассказали в пресс-службе автозавода.

Компания, на чьем "полигоне" проводилось тестирование, оценила результат положительно.

- С помощью искусственного интеллекта мы проектируем и строим скважины, контролируем безопасность работы оборудования и состояние вечной мерзлоты, внедряем "цифровых двойников" для добычи трудной нефти, - отметил ее руководитель Алексей Кан. - Выход на арктические линии беспилотного транспорта - еще одна веха в истории самого северного материкового нефтепромысла страны.

В будущем, как ожидается, число "самостоятельных" машин на Крайнем Севере вырастет, они будут выполнять типовые операции, благодаря чему скорость доставки грузов может сократиться наполовину, а себестоимость - на 15 процентов. Кроме того, минимизируются простои. Одно из главных преимуществ робототехники - она не устает и не ошибается даже на сложных маршрутах, в мороз и метель. Уже в 2023 году логистический оператор, который вместе с разработчиками апробировал беспилотные системы на Мессояхе, обучал сотрудников работе с ними, собирается предложить подобные услуги и другим российским компаниям.

Напомним: в конце 2022 года правительство ввело экспериментальный правовой режим, разрешающий применять беспилотный транспорт для коммерческой перевозки пассажиров и грузов в 38 регионах, в том числе на Ямале. Для каждого автомобиля прописывают среду штатной эксплуатации, вне которой использование не допускается. Правом владеть автопарком с автоматизированным управлением обладают пока только пять компаний. Эксперимент продлится до конца 2025 года. Кроме того, особые условия действуют для платной трассы М-11 "Нева": к 2024 году ее хотят превратить в первый в стране беспилотный логистический коридор.