В первом полугодии 2023 года в Беларуси резко увеличился спрос на автомобильные грузоперевозки по стране (более чем в два раза), а также на экспортные перевозки (на 85%). Импорт при этом подрос лишь на 4%, передает Av.by.
В первом полугодии количество размещённых на бирже заявок на автомобильные грузоперевозки по стране выросло по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 187%. Причём во втором квартале рост ускорился — число заявок относительно первого квартала увеличилось на 72%. В мае — июне в годовом выражении спрос вырос более чем в три раза.
— Цифры внушительны, но они во многом отображают и рост самой биржи в стране: пользоваться нашей онлайн-площадкой стали чаще, ведь поиск партнёров на внутренние перевозки по Беларуси и для перевозчиков, и для грузовладельцев бесплатен. Второй фактор — закрытие границ, запреты, перецепка и перегрузка. Это значит, что европейские грузы из категории «импортные перевозки» переместились в категорию «внутренние». Поэтому здесь следует говорить скорее о перераспределении сегментов, нежели о росте. Тем более что существенного роста ставок мы не отметили, — комментирует директор компании — представителя биржи грузоперевозок ATI.SU в Беларуси Татьяна Солдатенко.
Экспортные перевозки также демонстрируют впечатляющий рост: +85% по количеству заявок в первом полугодии по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Правда, всего +11% во втором квартале относительно первого.
Самую объёмную часть перевозок обеспечивают поставки в Россию — в целом это порядка 90% от всех экспортных перевозок Беларуси. И в первом полугодии они прибавили 106% по сравнению с тем же периодом 2022-го. Но самую быструю динамику в процентном соотношении показывают другие страны: на 137% увеличилось количество заявок на перевозки в Казахстан, на 162% — в Армению, более чем четырёхкратный рост показали Турция, Узбекистан и Грузия.
— Этот рост тоже во многом определяется перецепкой и перегрузкой. Транзитные перевозки из Европы теперь стали «экспортными»: белорусские водители забирают их со своей территории на границе и везут в страны назначения. Европейские направления, разумеется, резко рухнули — по многим регионам практически до нуля, — говорит Татьяна Солдатенко.
Что касается перевозок из других стран в Беларусь, то в первом полугодии особенных колебаний не наблюдалось — лишь +4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Правда, второй квартал оказался на 16% успешнее первого.
И здесь наблюдается резкое снижение по европейским направлениям, которое компенсируется за счёт других стран. Поставки из России подросли не так уж значительно (на 7%), существеннее прибавил Казахстан (+68%).