Святослав Вильде родился и вырос на Украине. В 1987 году поступил в Ленинградский институт киноинженеров (сейчас – СПбГИКиТ) на факультет электротехники, откуда позднее перевелся на экономику. Идея для первого стартапа появилась, можно сказать, случайно.

В начале 1990-х годов в стране был очень высокий на наличную валюту. И из-за этого нередко происходили ситуации, когда курс покупки в одном обменнике был больше, чем курс продажи в другом. И ни у кого не было полной картины происходящего: а для банков она была необходима, чтобы оперативнее реагировать на рыночную ситуацию, всем остальным – чтобы знать, где в конкретный день лучше всего продавать или покупать валюту. Святославу пожаловался на это однокурсник, который занимался обменом валюты на «Апрашке». Так возникла идея разработать информационную систему, которая бы собирала сведения о курсах валют в банках Петербурга и в их обменных пунктах.

Новую систему студенты-программисты 4-го курса назвали «Рейтинфо». И она стала востребованной на рынке: «Мы просто звонили и говорили: "Давайте мы приедем, поставим вам вот такую систему". – рассказывает Святослав. – Как правило, наше предложение воспринимали с энтузиазмом. Иногда удавалось посетить два банка в день – мы лично устанавливали свою разработку в валютные отделы банков. Банковские специалисты вводили свои курсы обмена валют в нашу систему, которая отправляла данные с помощью модема на наш сервер и параллельно забирала информацию от других банков – так у всех наших пользователей появлялась общая картина курсов валют по городу. За первые месяцы работы мы подключили более 30 банков».

Первый «офис» студентов-предпринимателей располагался на складе, находившемся на Апраксином дворе – найти его помог тот самый однокурсник, что зарабатывал на обмене валюты. Через месяц помещение взломали и украли всю технику, в том числе компьютеры с исходными кодами информационной системы. «Нам нужно было предупредить всех клиентов, что сервис временно не работает. А в распоряжении был только телефон без номеронабирателя: чтобы набрать 1, нужно нажать на рычаг один раз, 2 – дважды, и так далее. Не очень удобно, но выбирать тогда не приходилось. – вспоминает Святослав. – Кроме того, так как у нас не осталось компьютеров, пришлось одолжить один у товарища. Мы программировали по очереди: на то, чтобы все восстановить, ушло несколько дней без сна».

Через две недели после кражи создатели «Рейтинфо» взяли компьютеры в кредит, организовали импровизированный офис в общежитии своего института и продолжили работать. «Первое время мы подключали банки к нашей системе бесплатно. Но оказалось, что некоторые из них забывают вносить информацию в систему. Тогда мы наняли оператора, в задачи которого входило обзванивать наших клиентов и вручную заносить их обменные курсы в систему. Тогда же мы ввели для банков абонентскую плату – 20 долларов в месяц», – рассказывает Святослав.

«АвтоТрансИнфо»: иногда нужно подождать

Постепенно через «Рейтинфо» начали предоставлять не только курсы валют, но и условия депозитов банков, котировки акций и векселей на внебиржевом фондовом рынке и др. Система успешно работала, и Святослав решил взяться еще за один проект. Его друг в то время занимался автомобильными грузоперевозками. Он предложил Святославу начать сотрудничество и нанять диспетчера, который будет организовывать перевозки и получать процент. «Я понял, что было бы хорошо автоматизировать часть задач диспетчера, и написал для него простенькую TMS: это система, предназначенная для управления грузоперевозками. – рассказывает Святослав. – После этого мы столкнулись с проблемой: как считать расстояние между населенными пунктами? Не географически, а именно по автомобильным дорогам. Тогда не было сервисов вроде Google Maps, и я придумал наш собственный алгоритм расчета расстояний. Он, кстати, позже превратился в довольно популярный интернет-сервис».

А в 1998 году случился экономический кризис, и многие финансовые компании прекратили работать, внебиржевой фондовый рынок «схлопнулся». Развивать «Рейтинфо» в новых условиях было сложно, и Святослав начал искать новые пути для развития. После работы с TMS он обратил внимание на рынок грузоперевозок: «В то время на нем работало несколько сервисов для обмена информацией между заказчиками и перевозчиками, но они были довольно примитивными. Мы поняли, что наш опыт с "Рейтинфо" и TMS позволит создать что-то круче». Тогда партнеры разработали свою систему – «АвтоТрансИнфо» – которая дала возможность обмениваться информацией о грузах, требующих перевозки, и свободных грузовиках. Сервис включал в том числе уникальный алгоритм расчета расстояний, созданный Святославом. Такое же название получила и компания.

Через некоторое время Святославу стало ясно, что из-за низкого проникновения интернета продвигать новый сервис будет сложно. Было принято решение выпускать бесплатный рекламно-информационный журнал о рынке грузоперевозок с рекламой новой системы. Курьеры развозили его по офисам и бизнес-центрам Петербурга. Также благодаря журналу у «АвтоТрансИнфо» появилась возможность участвовать в отраслевых мероприятиях по бартеру – в издании размещалась реклама, а компания получала место на выставке. Чтобы организовать процесс выпуска журнала, владельцы расширили команду: пригласили курьеров, бухгалтеров, дизайнеров, специалистов по продажам.

В первое время работы новой компании Святослав еще получал прибыль от «Рейтинфо», но постепенно количество клиентов уменьшалось. Был период, когда новая компания на несколько лет ушла в «минус», затем некоторое время работала в «ноль». Иногда, чтобы платить зарплаты, приходилось вкладывать собственные сбережения: Святослав вспоминает, что программисты тогда получали около $100, а он сам около $200.

У «АвтоТрансИнфо ушло почти 10 лет на то, чтобы стать лидером в своей отрасли – экспоненциальный рост начался только в 2008 году и продолжался на протяжении четырех лет. Он, кстати, тоже был частично связан с кризисом – налаженные связи между перевозчиками и заказчиками стали рушиться, и им нужна была информация о новых партнерах. За это время компания выросла более чем в 10 раз. «Подобные информационные системы или маркетплейсы "взлетают" не сразу. – объясняет Святослав. – Сначала на сервисе мало и продавцов, и покупателей. Один заказчик приходит и видит, что перевозчиков мало, и уходит. Исполнитель приходит, видит, что заказчиков мало, и уходит. Затем кто-то приходит и задерживается: он видит, что заказчиков, например, пока не очень много, но ему нравится интерфейс. Постепенно набирается аудитория. А затем все новички приходят и видят: покупатели есть, продавцы есть. Они остаются. Критическая масса набирается, и начинается взрывной рост».

Планы: от доски объявлений – к бирже

Информационная система развивалась непрерывно – программисты создавали новые сервисы и обновляли старые. Этот процесс особенно ускорился после того, как компания начала расти. В 2008 году начала работать Система Претензий, у каждого участника появился Паспорт надежности, а также свой рейтинг. Затем появился сервис онлайн-страхования грузов, запустился раздел с тендерами. В 2014 году «АвтоТрансИнфо» выпустила сервис «АТИ-Доки» и перешла на электронный документооборот с клиентами, а также разработала несколько мобильных приложений. Немного позже заработал еще один сервис – «Площадки АТИ», предназначенный для автоматизации работы грузоотправителей с наемным автотранспортом.

В прошлом году компания сменила название на «Биржа грузоперевозок ATI.SU», планирует провести полный ребрендинг. Святослав рассказал о планах на ближайшие несколько лет: «Мы хотим стать не просто доской объявлений, а полноценной биржей, через которую заключаются сделки. Сейчас их не так много, но благодаря новым сервисам будет больше. Поэтому одна из главных задач – упростить и максимально автоматизировать взаимодействие между логистами грузоотправителей, ТЭК и компаний-перевозчиков, а также водителями грузовиков. Также мы автоматизируем обмен информацией для договоров и электронный документооборот между участниками».

Сейчас услугами Биржи АТИ.SU пользуются более 240 тысяч пользователей из России и стран СНГ – на сайте ежедневно появляется более 130 тысяч новых заявок на перевозку и 90 тысяч предложений о наличии свободных (попутных) машин. В 2019 году оборот компании составил 1,5 миллиарда рублей.

Self-made-cоветы

  1. Под лежачий камень вода не течет: нужно постоянно работать над своим продуктом и развиваться самому.
  2. Надо постоянно слушать клиентов – это важное правило как для меня, так и для компании. Только благодаря внимательному отношению к их потребностям мы можем создавать действительно полезный сервис. А если на какие-то нововведения клиенты говорят, что им «неудобно», мы иногда можем пошутить: «Не неудобно, а непривычно». Ведь все обновления так или иначе возникают в связи с их же пожеланиями.
  3. Любой успех – это деятельность многих людей. Одному создать большую компанию и качественные востребованные продукты невозможно, поэтому команда крайне важна. Обращайте внимание не только на компетенции будущих сотрудников, но и на то, насколько их вдохновляет тот проект, над которым предстоит работать.