Бизнес ждет, чем закончатся пилотные проекты в сфере логистики: «Единая цифровая платформа транспортного комплекса РФ» и сервис для обмена электронными транспортными накладными и путевыми листами. Их итоги покажут, как будет развиваться отрасль в ближайшие четыре-пять лет. В то же время крупные транспортные и логистические компании создают инструменты, которые позволят всем участникам цепочки работать в едином цифровом поле. Они помогут автоматизировать обмен информацией между контрагентами, избавиться от лишней «бумаги» и сократить число ошибок из-за человеческого фактора на каждом этапе — от поиска перевозчика до обмена документами.

Почему классика устарела

Чтобы понять слабые стороны классического логистического процесса, достаточно представить себе, что в бухгалтерию транспортного отдела крупной компании ежедневно поступают десятки тысяч документов. Это не только огромные расходы на канцелярию, но и риск для водителя потерять, перепутать или забыть нужную бумагу, без которой поставка может не состояться.

На каждом этапе цепочки поставок количество документов увеличивается, причем не всегда целесообразно. Согласно Приказу № 23 Минтранса, бланк экспедиторской записки необходимо вручить грузоотправителю или клиенту, но зачастую он им не нужен. Не меньше проблем и с заполнением транспортной накладной: каждый участник грузоперевозок преследует свои интересы, и из-за противоречивой нормативно-правовой базы прийти к компромиссу бывает сложно. Например, часто возникает вопрос о том, кого указывать в качестве отправителя и получателя при многоплечевых доставках.

Разумеется, транспортные компании автоматизируют некоторые процессы, однако это не избавляет от ошибок. Даже логист распределительного центра, у которого под рукой геоинформационная система, может неоптимально выстроить маршрут поставки. Выбрать надежного перевозчика тоже сложно: убытки компаний от мошенничества, краж и потерь грузов могут составлять десятки миллионов рублей в год.

Чтобы выйти из этой ситуации, необходимо включить все этапы грузоперевозок в единый цифровой контур, автоматизировать обработку информации и внедрить полноценный электронный документооборот. Благодаря этому логистические процессы станут более гибкими, прозрачными, безопасными и оптимальными по цене. В перспективе такой формат взаимодействия также позволит собирать и анализировать большие массивы данных. На их основе можно определять справедливую рыночную стоимость перевозки, рассчитывать маршрут водителя, учитывая вероятность опозданий и других нештатных ситуаций, а также выявлять подозрительное поведение контрагентов.

Цифровой контур: кто и как его чертит

Под единым цифровым контуром мы понимаем такую логистическую платформу, где все участники грузоперевозок объединены общими информационными системами и могут свободно отправлять друг другу электронные документы. Человеку в этой системе отводится в основном контролирующая функция.

Сначала грузоотправитель выбирает надежных поставщиков. Затем проводятся прозрачные и эффективные торги, и в итоге создается доверительная среда между всеми сторонами. Чтобы в аукционах по распределению грузов участвовало как можно больше проверенных перевозчиков, автоматизированная платформа транслирует каждую заявку на электронные площадки всех экспедиторов, подключенных к системе. Заказчик следит за ходом торгов, оценивает исполнителей, участвует в регулировании стоимости транспортных услуг, и впоследствии отслеживает саму перевозку в режиме реального времени. На этой же платформе несколько грузовладельцев или экспедиторов могут объединяться в ассоциации, чтобы совместить базы доверенных контрагентов.

Важно также, что в единое цифровое поле сегодня можно включить не только логистические подразделения, но и непосредственных исполнителей перевозок. Для клиента важна актуальная информация о местонахождении и состоянии груза, а водитель должен быть в курсе всех подробностей заказа: точка погрузки и пункт назначения, контактные данные, перечень необходимых документов. Специализированные мобильные приложения помогут решить эти задачи, а также позволят упростить обмен информацией между водителем и другими участниками логистической цепочки — перевозчиком, экспедитором и грузоотправителем.

Система логистики — важнейшее связующее звено между промышленными предприятиями, производителями и поставщиками товаров, торговыми сетями и конечными потребителями. Благодаря автоматизированным транспортным платформам и сервисам все эти организации получат большую выгоду. Речь идет не только о материальной прибыли, но и о возможности более гибко и открыто управлять бизнес-процессами, более точно оценивать их эффективность.

Преимущества для бизнеса

Конечно, цифровые платформы изобрели не сегодня: так или иначе игроки рынка начали автоматизировать свои бизнес-процессы более десяти лет назад. Сегодня крупные транспортные компании, торговые сети и другие организации, которые так или иначе связаны с перевозками, создают собственные цифровые площадки, где в едином контуре проходят все логистические процедуры. Такая схема позволяет им подходить к транспортировке грузов более гибко и глубже интегрировать платформу с другими информационными системами, мобильными решениями и прикладными программами, например системой весового контроля.

Компаниям, которые по тем или иным причинам не готовы развивать собственную логистическую платформу, приходят на помощь облачные решения. Как правило, это комплексные системы, которые предоставляются по модели аутсорсинга. Они хороши тем, что постоянно развиваются и аккумулируют лучшие практики, но их клиенты при этом не переплачивают за собственный персонал и получают доступ к большой базе данных перевозчиков. Представитель Королевского трубного завода рассказал о преимуществах таких решений на SCM Online-саммите руководителей логистики и цепей поставок, который прошел в октябре 2020-го. В частности, он сообщил, что облачная платформа позволила компании сократить время на поиск транспорта с двух дней до двух часов, а количество штатных диспетчеров — на 50%. Кроме того, завод экономит от 200 тыс. до 1,5 млн руб. в месяц за счет низкой первоначальной ставки на аукционе.

В целом, в 2020 году включился зеленый свет для цифровизации автомобильных грузоперевозок. Преимущества, которые дает такой переход, осознал как бизнес, так и государство. Например, Минтранс предложил включить понятие электронной транспортной накладной в Правила автоперевозки грузов. Думаю, что уже в ближайшее время мы увидим первые ощутимые результаты этих инициатив.

Автор: Святослав Вильде, управляющий Биржи грузоперевозок ATI.SU

Источник: pro.rbc.ru