Максим Тихонов: Недавно у российских грузоперевозчиков появился свой индекс (по аналогии с фондовыми на бирже), который отражает динамику цен на логистику по ста наиболее востребованным направлениям внутри страны. На кого рассчитан данный инструмент, и что он даст конкретным предпринимателям, которые занимаются в FTL-перевозками?

Святослав Вильде: Индекс рассчитан на всех участников рынка грузоперевозок. Их вопрос стоимости перевозок волнует в первую очередь. Такой индекс как раз был бы неким ориентиром, на который и заказчики, и перевозчики могли бы ссылаться, допустим: «Цены объективно растут, поэтому хорошо бы в нашем договоре цены тоже поднять». Или, наоборот, заказчик говорит: «Цена падает, почему ваши услуги для меня по-прежнему стоят столько-то?»

Максим Тихонов: Сейчас, насколько я понимаю, схожую статистику по отрасли публикует Росстат, но как неоднократно замечали сами предприниматели, она запаздывает по времени. На основе каких данных идёт расчёт цен в индексе?

Святослав Вильде: Вы привели правильную аналогию с фондовыми индексами. Наш индекс считается очень похожим образом. Берутся цены по более популярным у нас направлениям (на фондовом рынке это акции) и сравнивается их уровень относительно некой начальной точки. Мы взяли эту начальную точку в 2017 году. Так получилось. Зафиксировали уровень цен на эти направления в 2017 году и смотрим изменения относительно того уровня. Это, во-первых, ставки, которые указывают в нашей бирже грузоперевозок, в ATI.SU, когда размещают грузы. Плюс, у нас есть ещё информация о реальных сделках на перевозки, по каким ценам перевозятся конкретные грузы в определённых направлениях. Мы берём и котировочную информацию с биржи, и цены реальных перевозок, мы комбинируем.

Максим Тихонов: Какова динамика цен на грузоперевозки в 2021 году? И что является основной причиной роста или падения?

Святослав Вильде: 2021 год как раз нетипичный. С 2017 года, грубо говоря, до конца 2020 цены если и менялись, то не несильно. А с начала 2021 года идёт заметный рост. Чем это можно объяснить? Очевидно, что баланс спроса и предложения качнулся в сторону перевозчика. Транспорта стало меньше. Очень сильно развиваются е-коммерс, курьерская доставка, и очень многие водители из дальнобоя переходят работать в менее проблематичную сферу и более прибыльную, где больше платят. Есть ещё факторы, связанные с удорожанием запчастей, повышением ПЛАТОНа или увеличение других расходов перевозчиков, но нам кажется, что именно в этом году обострилась проблема дефицита водителей.

Максим Тихонов: В итоге чем это обернётся для рынка? И каким вам видится решение данной проблемы?

Святослав Вильде: Так как рынок грузоперевозок – это рынок в чистом виде, там регулирование государства минимально, то проблема будет решаться по рыночным законам, соответственно, будут повышаться цены на перевозку. Единственное, что для входа в бизнес новых игроков требуется время.

Максим Тихонов: Какие сегодня ещё есть явные или, может быть, потенциальные трудности в отрасли, которые сдерживают её развитие?

Святослав Вильде: Есть ещё проблемы, которые появились не сегодня, они с нами много-много лет. Это, прежде всего, с НДС. Частные перевозчики, ИП, они не плательщики НДС, а заказчики, заводы и прочие – плательщики НДС. И есть конфликт, который породил огромное число посредников, которые с НДС делали разные фокусы. В последнее время государство занялось проблемой учёта этого НДС и очень сильно давит на рынок. И это тоже может влиять на подорожание перевозок. Если сейчас смотреть на наш индекс, то мы видим, что за год цены выросли в среднем на 20%.

Автор: Business FM Санкт-Петербург

Источник: bfmspb.ru