По данным исследования Global Industry Analysts Inc., мировые расходы на цифровизацию логистики вырастут с 52,2 млрд долларов в 2020 году до 75,5 млрд долларов к 2026 году. Ежегодный прирост инвестиций в цифровые инициативы аналитики оценивают на уровне 8,8%, а главным драйвером рынка называют пандемию Covid-19. Казахстанский рынок созвучен мировому: крупные компании, которые специализируются на перевозках или имеют в своей структуре логистические департаменты, начинают выделять и даже увеличивать бюджеты на цифровизацию.

В докладе Global Industry Analysts Inc. говорится о перспективах применения в логистике робототехники, промышленного интернета вещей (IIoT) и интеллектуальных фабрик. По сути речь идет о полной автоматизации перевозок, когда датчики собирают все возможные данные по цепи поставок, умные системы анализируют их, запускают процессы и дают команды роботизированным системам для выполнения различных действий — от погрузки до доставки. Компании, которые реализуют такие проекты, смогут повысить производительность, снизить общие затраты и получить преимущества перед конкурентами, считают аналитики.

Несомненно, эти технологии дают хороший бизнес-эффект. Однако, такой уровень автоматизации — все же вопрос будущего, как для казахстанского рынка, так и для развитых стран. Для того, чтобы прийти к концепции “умной” логистики, нужно действовать поступательно и начинать с более простых решений. Так, казахстанским компаниям в ближайшие год-два важно “закрыть” базовые потребности в автоматизации, чтобы иметь возможность двигаться в сторону более продвинутых технологий и сложных проектов.

Рассмотрим 5 направлений цифровизации, которые помогут компаниям, занимающимся грузоперевозками, продолжить развиваться в непростых условиях логистического кризиса и снизить операционные расходы.

Электронный документооборот (ЭДО)

Процесс перевозки сопровождается множеством документов, которые нужно распечатать, подписать и доставить контрагенту. Цены на бумагу в марте 2022 года выросли в 2-3 раза, причем купить ее непросто до сих пор. Стоимость документооборота для всех компаний существенно увеличился. С помощью ЭДО можно полностью исключить расходы на бумагу, а также затраты на хранение и пересылку документов.

Кроме этого, оформление различных бумаг занимает львиную долю времени логистов — 50-70% рабочего дня. Именно столько работодатель может сэкономить на ФОТ, если документооборот будет автоматизирован. 

Логистические предприятия Казахстана уже имеют возможность обмениваться электронными счетами-фактурами и электронными актами выполненных работ. С начала этого года введены электронные сопроводительные накладные, обязательные для компаний, работающих со странами ЕАЭС (Казахстан, Россия, Армения, Беларусь, Киргизия). Пока полный переход на ЭДО невозможен, но стоит использовать имеющиеся инструменты и хотя бы частично автоматизировать документооборот. Учитывая политику государства, направленную на цифровую трансформацию экономики в целом, рано или поздно это придется сделать всем участникам рынка. И лучше начать сейчас — постепенно и в комфортном для себя темпе.

Единый цифровой контур

Рынок движется в сторону консолидации и прозрачности. Это неизбежный процесс, обоснованный необходимостью снижать издержки на перевозки. Поэтому все чаще компании переходят от работы с ограниченным кругом контрагентов, список которых хранится в Excel, к использованию цифровых площадок, которые предоставляют доступ к большому числу грузоотправителей, экспедиторов и перевозчиков. Конкуренция априори приводит с снижению стоимости перевозки для заказчика. Исполнители же получают доступ к большому количеству заказов.

Цифровые сервисы, объединяющие участников рынка, позволяют исключить из процесса посредников — это компании и люди, не имеющие собственного автопарка, но получающие заказы напрямую у грузоотправителя и размещающие его у реального перевозчика за свой процент. Такое “лишнее звено” может “съедать” до 20% стоимости перевозки.

Автоматизация рутинных процессов

В логистике много ручного труда: кроме оформления документов, специалисты распределяют грузы, составляют маршруты, контролируют процесс перевозки, составляют отчеты. Все эти операции можно автоматизировать, существенно снизив нагрузку на логистов и исключив человеческий фактор.

Так, автоматические системы позволяют в режиме реального времени выбрать оптимальную последовательность доставки и рассчитать маршрут с учетом дорожной ситуации и разрешенной скорости движения. Это ускоряет доставку, а значит, каждое транспортное средство может выполнять больше заказов. 

Еще одна операция, хорошо поддающаяся автоматизации — распределение заказов. Логистические цифровые площадки дают возможность проводить тендеры и автоматически назначать исполнителя исходя из заранее определенных факторов. Это существенно снижает трудозатраты, особенно в крупных компаниях с большим товарооборотом, которые ежедневно организуют десятки и сотни отгрузок.

Контроль за ресурсами

Расходы на топливо составляют до 30-50% от себестоимости перевозки. Автоматический расчет маршрута помогает сэкономить на топливе, но есть и другие возможности для оптимизации, а именно — исключение человеческого фактора. Бывает, что водители сливают бензин, заправляются мимо бака, стоят на холостом ходу, уклоняются от маршрута или используют рабочий транспорт для личных целей. Автоматизированные системы мониторинга помогают исключить злоупотребления персонала.

Самый простой способ контролировать расход топлива — спутниковый мониторинг. Он позволяет рассчитать реальный пробег автомобиля за день и сравнить с расходом ГСМ. Правда, заметить разницу удастся, если нарушения случаются систематически и их объемы существенны.

Более точные данные могут передать в систему мониторинга датчики топлива, устанавливаемые непосредственно в бак или топливную систему автомобиля. Телематические системы помогают вести фактический учет ГСМ и рассчитывать реальные нормы потребления топлива на конкретных автомобилях.

Снижение рисков

В логистике довольно много рисков, и автоматизация позволяет их минимизировать. Например, важно обеспечить защиту груза от кражи и потери. С одной стороны, это легче сделать, если подключены системы спутникового мониторинга транспорта. С другой — добросовестность контрагентов можно проверять с помощью современных цифровых сервисов: на открытых площадках компании обмениваются отзывами и рекомендациями, а каждый участник имеет рейтинг. Это еще одна причина отказаться от работы в вакууме в пользу единого цифрового контура со всеми участниками рынка. 

Еще один риск — сохранность груза во время перевозки. Например, важно поддерживать определенную температуру при транспортировке скоропортящихся продуктов или аккуратно везти хрупкие предметы. Здесь на помощь приходят телематические системы — умные датчики, которые в режиме реального времени передают информацию о манере вождения водителя или температурном режиме внутри кузова. При нарушении заданных параметров система сигнализирует водителю и диспетчеру. Это позволяет контролировать процесс перевозки сложных грузов и избежать проблем из-за повреждения товаров.

Таким образом, автоматизация — это способ противостоять вызовам, которые встают перед логистическими компаниями в последние два года. И в первую очередь снизить издержки на перевозку грузов, сохраняя компаниям ресурсы для развития. Однако, скорость цифровизации логистики в Казахстане сегодня недостаточна. Катализатором этого процесса могут стать государственные инициативы: расширение электронного документооборота в отрасли, меры господдержки цифровых проектов участников рынка, сотрудничество с цифровыми платформами и сервисами для увеличения прозрачности бизнес-процессов — от выбора исполнителей до контроля за работой водителя. 

Источник: dknews.kz