Результаты опроса
Грузоперевозчикам было предложено ответить на вопрос: «Как на вашем бизнесе сказались ограничения на движение российских и белорусских фур в ЕС?» И вот что показали результаты:
- 41% опрошенных отмечают, что понесли серьезные потери, но надеются их частично компенсировать за счет других направлений.
- 37,1% настроены менее оптимистично и говорят, что это огромный удар и их компании на грани банкротства.
- 26,7% перевозчиков не пострадали, потому что не занимаются перевозками в ЕС непосредственно, но опасаются усиления конкуренции и снижения ставок.
В опросе приняло участие больше сотни игроков рынка. Пользователи могли выбирать несколько вариантов из предложенных и оставлять свои комментарии. В них некоторые пользователи отметили, что приостановили свою деятельность до открытия границ. Кто-то видит необходимым ввести ответные санкции, а некоторые считают, что это «огромный удар, который грозит обвалом грузоперевозок и банкротством всем грузоперевозчикам».
«Да, ограничения не коснулись некоторых категорий товаров — пищевых, медицинских, энергоносителей, удобрений и других. Но здесь речь идет о единичных разрешениях, которые будут выдаваться только по необходимости и решению компетентного органа страны ЕС», – комментирует директор компании представителя «Биржи грузоперевозок ATI.SU в Беларуси» Татьяны Солдатенко.
Пути обхода
Как правило, участники рынка всегда ищут легальные или полулегальные пути обхода запретов. И зачастую находят их. По словам спикера, это может быть, например, перегрузка на границе. Или переправка товаров через такие страны, как Казахстан, Армения, Турция: к ним товар приходит из Европы, а от них — к нам под видом местных продуктов. Но, конечно, такие схемы делают перевозки существенно дороже. И этот рост скажется и на цене поставляемого продукта.
Еще один вариант обхода запрета — реэкспорт через третьи страны, «дружественные» РБ, и использование их транспорта. Запрет серьезно усложнит логистические цепочки, но к полной остановке поставок не приведет.
По словам эксперта, следует ожидать переориентации белорусских перевозчиков на российский рынок:
«Однако здесь есть проблема, которая мешает это сделать. Для работы с Россией нужны специальные разрешения на каботажные перевозки. А они сейчас не выдаются. Правительство Беларуси заверяет, что делает шаги в решении этой проблемы. Принятый план поддержки экономики предусматривает работу с российским правительством, итогом которой должны стать увеличение количества квот и отмена разрешительной системы перевозок грузов и каботажа для белорусских автоперевозчиков. Такое решение поможет белорусской логистической отрасли минимизировать последствия запрета на въезд в ЕС».
Опасения пользователей насчет усиления конкуренции и снижения ставок на перевозки по Беларуси и в Россию вполне обоснованы.
«Конкуренция на рынке вырастет, и ставки в ближайшее время будут падать, но через достаточно непродолжительное время ставки придут в норму, — считает Татьяна Солдатенко. — Ведь конкуренция — не единственный ценообразующий фактор. Выросли цены на ремонт, шины, автозапчасти. Перевозчики просто не смогут долго работать в ноль, и рынок выровняется. К тому же не нужно забывать, что в последнее время в Беларуси наблюдалась острая нехватка водителей-дальнобойщиков. Это может существенно нивелировать сложившуюся ситуацию».
Автор: Андрей Гомыляев
Источник: auto.onliner.by