Один из вариантов того, как не прекращать поставки из Европы, — перегрузка и перецепка грузов. Например, это может выглядеть так: в Беларусь груз привозит польская фура. Ей разрешено доехать до специально установленного места — транспортно-логистического центра или сервисной зоны. Таких мест сейчас 14, этот список определён Государственным таможенным комитетом Беларуси. И в этом месте или перегружают товар в белорусскую фуру с белорусским водителем, или перецепляют весь прицеп с товаром от польского тягача к нашему. И уже он везёт его дальше по Беларуси или в Россию.Такую схему многие перевозчики считают основным путём выхода из ситуации. «Ищем партнёров по перецепке грузов из Беларуси в Литву и из Литвы в Беларусь»; «Можем довозить грузы из Польши и Литвы до пограничных складов временного хранения и от них — по Беларуси», — подобные объявления популярны в последние недели среди белорусских пользователей Биржи грузоперевозок ATI.SU.
Перегрузка и перецепка: как это работает на практике?
Схема рабочая, но в реализации на практике всё может оказаться не так просто, как кажется на первый взгляд. Своим опытом подобной работы поделился перевозчик Николай — пользователь Биржи грузоперевозок ATI.SU, основным направлением работы которого до введения запретов был маршрут ЕС — Беларусь — ЕС.
— Ситуация с перегрузами очень сложная, — говорит Николай. — На границе большие очереди, в логистических центрах получается путаница. Более-менее комфортно можно перезагрузиться только на транспортно-логистическом центре в Брузгах. С перецепкой ситуация тоже непростая, ведь никто из европейцев не отдаст свой прицеп малознакомому белорусу.
По словам собеседника, работать таким образом могут только крупные логистические компании, которые имеют офисы, автопарк, логистические центры в других странах. Либо со своими старыми партнёрами продолжат сотрудничество те, кто и раньше работал по схеме перецепки.
— Я для себя сейчас тоже серьёзно рассматриваю возможность открытия офиса в Польше, — продолжает Николай. — Это для того, чтобы остаться на плаву и работать с перегрузкой и перецепкой.
Переориентация на Россию: где подводные камни?
Что касается смены направления и переориентации на российский рынок, то такой вариант собеседник тоже рассматривает.
— Но и здесь есть проблема. Для того, чтобы мне, белорусскому перевозчику, продолжить возить грузы из Европы в Россию, понадобятся трёхсторонние «дозволы». Чтобы ездить только по России, тоже нужны разрешения на каботажные перевозки, а они сейчас не выдаются вообще.
Остаётся вариант грузоперевозок между Россией и Беларусью. И объём перевозок в этом направлении увеличивается с начала года. Особенно сильный скачок произошёл в марте. Данные Биржи грузоперевозок ATI.SU показывают:
- в январе и феврале количество перевозок из России в Беларусь выросло на 30% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года;
- в марте же этот рост ещё больше ускорился и достиг отметки в 61%.
По словам директора компании — представителя Биржи грузоперевозок ATI.SU в Беларуси Татьяны Солдатенко, роста популярности этого направления следует ожидать и далее.
— Что же касается каботажных перевозок, то сейчас здесь действительно есть сложности, — говорит Татьяна Солдатенко. — Для работы в России нужны специальные разрешения, а они сейчас не выдаются. Но правительство Беларуси уже занялось решением этой проблемы. Принят план поддержки экономики, который предусматривает работу с российским правительством по увеличению количества квот и даже отмене разрешительной системы перевозок грузов и каботажа для белорусских автоперевозчиков.
Это очень своевременные меры, которые помогут белорусской логистической отрасли минимизировать последствия запрета на въезд в ЕС. Источник: av.by