Уход зарубежных ИТ-компаний с российского рынка оказал негативное влияние на все сферы бизнеса. Логистика – не исключение.

Все нюансы новой реальности, в которой предстоит развиваться российским компаниям под давлением западных санкций, можно будет объективно оценить только спустя некоторое время. Однако уже сейчас мы можем говорить о повышенных внешних рисках для бизнеса тех организаций, которые зависят от иностранных ИТ-сервисов. Практика показала, что зарубежные вендоры далеко не всегда склонны уведомлять клиентов о прекращении продаж и обслуживания софта на территории России. Иногда это может произойти внезапно. Причем не только с клиентами, попавшими в санкционные списки.

Еще в начале марта о приостановке деятельности в России объявила компания Gurtam – разработчик одной из ведущих систем мониторинга транспорта Wialon. Пользователи других иностранных сервисов по автоматизации логистики также находятся в зоне риска. Сбои в системах автоматизации логистики могут привести как к полной остановке всех процессов транспортировки грузов, так и к очередному сбою логистических цепочек, которые некоторым компаниям и так пришлось выстраивать заново. Поставщику, совершающему тысячи отправлений в сутки, невозможно быстро перейти на ручной режим и тем более – мигрировать на новую систему автоматизации.

Даже если иностранные вендоры вернутся на российский рынок, доверие к ним будет сильно подорвано. По этой причине компании сегодня рассматривают варианты перехода на отечественную логистическую систему. Их требования – иметь возможность не терять необходимую функциональность и быть уверенным в надежности нового ПО.

На российском рынке сегодня есть мощные и конкурентоспособные отечественные решений для автоматизации логистики. И в целом переход с зарубежных платформ в этой сфере относительно малозатратен как по времени, так и по финансам. Однако, как и в любом процессе импортозамещения, не каждый отечественный логистический сервис может стать полноценной заменой зарубежному.

Разберем несколько критерием, по которым стоит оценивать потенциал российского решения прежде чем на него переходить.

Первый критерий – локализация в России

Это касается как российской регистрации производителя логистической платформы, так и расположения его серверов на территории страны.

Если производитель, как юридическое лицо, зарегистрирован в России, заказчик получает гораздо больше уверенности в том, что его сервис не окажется отключенным из-за санкций.

Благодаря тому, что стоимость отечественного программного продукта, как правило, меньше иностранного аналога и рассчитывается в рублях, заказчик, вероятно, сможет даже сэкономить на ежемесячных и разовых платежах, не зависящих от курса валюты, а также быстро окупить затраты на миграцию.

Данные клиентов, хранящиеся на российских серверах, защищены законодательством РФ – это снижает риски утечки или раскрытия персональной информации, а также блокировки этих данных.

Второй критерий – удобство использования

Главное требование бизнеса к логистической платформе – наличие всех необходимых пользователю инструментов. Кроме того, компаниям важно, чтобы интерфейс системы должен быть интуитивно понятным, а функции для мобильности (в том числе сервисы для водителей) – быть реализованными в мобильном приложении.

Третий критерий – гибкость разработки

Это значит, что должно быть большое количество вариантов интеграции. Разработчик должен реагировать на изменяющиеся запросы клиентов и уметь оперативно дорабатывать существующую функциональность с учетом новых бизнес-процессов. Логистический сервис, в свою очередь, должен бесшовно встраиваться в информационные системы, с которыми работает клиент.

Четвертый критерий – репутация компании-разработчика

Важно, чтобы у компании-разработчика была компетентная команда, сеть технологических партнеров, а также можно было легко найти игроков, у которых есть положительный опыт длительного взаимодействия с платформой.

Кроме того, в последнее время участились DDoS-атаки на российское ПО, поэтому важно чтобы разработчик был способен гарантировать не только стабильную работу сервиса, но и уметь эффективно противостоять внешним угрозам и обеспечить работоспособность высоконагруженного сервиса.

Пятый критерий – наличие адекватной технической поддержки

Желательно, чтобы она была круглосуточной и могла справиться как с интеграцией новой платформы, так и с текущими трудностями в эксплуатации и с помощью в освоении пользователями новых инструментов.

Если речь о крупном клиенте, то лучший вариант – наличие персонального менеджера.

Источник: rbc.ru