После введения запретов на въезд в Евросоюз, белорусские перевозчики были вынуждены искать новые направления и схемы работы. Как им это удалось, на какие маршруты они уже перестроились, и насколько это оказалось рентабельно? Вот, что показал опрос, проведенный среди белорусских пользователей международной биржи автомобильных грузоперевозок ATI.SU, передает thinktanks.by.
По данным исследования, 35,8% компаний увеличили количество перевозок в Россию. Но это направление не оказалось абсолютным решением проблемы для большинства игроков рынка. Рост предложения спровоцировал падение ставок. «Как работали, так и продолжаем работать в Россию, только бесплатно», – пишут пользователи в комментариях к опросу. Некоторые из-за этого решили отказаться от работы с Россией в пользу внутренних перевозок: «Я из Беларуси, экспорт в Россию очень просел, работаю внутри РБ».
Комментарии о нерентабельности работы одни из самых популярных: перевозчики уходят в отпуск, чтобы найти пути решение проблемы или вообще уйти из бизнеса. «Выгоднее стоять, чем ехать», «ставки упали, ушли в отпуск», «работаем по случаю, проблема найти рентабельную поездку», «временно приостановлена деятельность, возможно, уйдём из бизнеса», – взявших паузу, чтобы определиться, что делать в сложившейся ситуации, оказалось 9,9%. А 18,9% опрошенных уже приняли непростое решение и ушли из бизнеса, потому что работать стало нерентабельно.
6,6% перевозчиков перемен из-за введения запрета на въезд в ЕС не почувствовали. Это та категория, которая раньше работала только по Беларуси, делает это и сейчас: «Продолжаем работать на внутреннем рынке».
Есть и те, кто не прекратил работать с Европой – в основном по схеме «перегруза»: «Зарегистрировал машины в Польше», «остался перецеп-перегруз», «нашли пути выхода – перегрузка товара в РБ в разрешенных зонах». Таких игроков рынка – 6,3%.
Пока одна часть перевозчиков поставила машины на стоянку и ждет изменений – «Жду. Работы нет, стоим» – другая часть ищет варианты среди не самых популярных маршрутов – «Пока авто стоят, ищем решения. Работаем над логистикой в другие регионы». Как правило, рассматривают восточные направления. Так, 3,8% пользователей биржи ATI.SU, принявших участие в опросе, начали работать в Казахстане, 2,8% – открывают для себя направление «Китай-Беларусь». Турция, Узбекистан – эти страны тоже мелькают в комментариях, как планируемые направления для работы.
«За последние два месяца на логистическом рынке Беларуси произошли серьезные изменения, – комментирует ситуацию директор компании представителя Биржи грузоперевозок ATI.SU в Беларуси Татьяна Солдатенко. – Самым простым и очевидным решением для перевозчиков после запрета на въезд в ЕС стала переориентация на российский рынок. Но там они столкнулись с конкуренцией с самими россиянами. Большая категория российских перевозчиков, которая раньше работал с ЕС, тоже вернулась на свой внутренний рынок. В более выгодном положении оказались те компании, которые первыми стали искать пути выхода на другие рынки – те же Казахстан, Китай, Узбекистан. Популярность этих направлений будет расти и в дальнейшем».