Термин «релокация» применим не только к IT-компаниям. Крупные автопарки переводят бизнес в соседние страны, в основном в Среднюю Азию и на Кавказ. За счет смены прописки они надеются сохранить объемы международных перевозок и продолжить возить грузы в страны ЕС альтернативными маршрутами. Но выход на соседние рынки сопровождается рядом трудностей.

Новые маршруты

Окно в Европу для российских перевозчиков практически закрылось. Так, по нашим данным, количество заявок на перевозку грузов в страны ЕС и обратно в апреле – мае 2022 г. сократилось на 25–70% в сравнении с прошлым годом. Например, число заявок на перевозку грузов из Финляндии упало на 59%, в Чехию – на 43%.

Заметно снизилось количество грузов в портах Северо-Запада (как было заявлено на ПМЭФ-2022, снижение составило до 80%), что привело к значительному сокращению автомобильных грузоперевозок на этом направлении – ведь прибывшие в порты грузы раньше нужно было куда-то везти.

Следствием снижения спроса в соответствии с рыночными законами стало увеличение конкуренции и снижение ставок за перевозки. Согласно Индексу ATI.SU FTL РФ (отражает изменение тарифов на автоперевозки по 100 популярным направлениям по стране), автомобильные перевозки по России в целом за последние три месяца подешевели на 14,7%, а, к примеру, перевозки из Петербурга в Москву – на 36,6%. Фактически это означает, что работа на многих направлениях становится нерентабельной и некоторые игроки должны с рынка уходить.

Уходить они могут только на восток. Но привлекательное для многих рынков китайское направление не столь перспективно для автомобильных грузоперевозок. Особенно если речь идет о центральных регионах и северо-западе – на таких расстояниях железнодорожные перевозки в целом эффективнее. Поэтому лучше искать возможности ближе. Примерно в 4 раза вырос спрос на перевозку в Турцию и обратно, а также из Узбекистана в Россию. В 3 раза больше грузов идет из Турции в Казахстан. Количество заявок на перевозку из России в Армению увеличилось на 166%. И бизнес, разумеется, вынужден идти за спросом.

При этом российские перевозчики не просто переориентируются на другие направления – они участвуют в формировании альтернативных маршрутов и новых логистических цепочек. Теперь российские грузы, к примеру, чтобы достичь Европы, должны пройти через Турцию и «пересесть» на турецкий транспорт.

В результате российские перевозчики выполняют только часть маршрута, отдавая долю прибыли коллегам из нейтральных стран. Повышается стоимость перевозки из-за необходимости привлекать посредников, заново маркировать и перегружать товар. Компании из РФ теперь практически не могут участвовать в цепочках поставок товаров между Китаем и Европой. Альтернативный маршрут проходит по территории Казахстана, Азербайджана, Грузии и Турции.

Чтобы сохранить объемы грузоперевозок, транспортные компании переводят свои автопарки в Казахстан, Узбекистан, Киргизию, Грузию, Армению, Турцию. С номерами этих стран перевозчики могут работать по всем направлениям без ограничений.

Трудности перевода

Однако работа на новых рынках, за исключением, может быть, Казахстана, связана со сложностями, с которыми российские перевозчики сталкивались еще примерно 5–10 лет назад. Одна из них – это высокая степень непрозрачности отрасли как для контрагентов, так и для государства. В странах Средней Азии и Кавказа цифровая культура в логистике, которая призвана решить проблемы, связанные с деятельностью посредников, недобросовестных перевозчиков и в целом с безопасностью перевозки, еще только зарождается. Все это, конечно, создает дополнительные сложности в адаптации к новым условиям работы.

Но местные игроки испытывают не меньшие трудности. Например, за последние несколько месяцев на рынок Казахстана вышло более десятка российских и белорусских компаний. Наш опрос показал, что 80% местных перевозчиков столкнулись со снижением рентабельности из-за усиления конкуренции, а 40% заявили, что оказались на грани банкротства.

Тем не менее со временем ситуация для местных перевозчиков может стать более благоприятной, чем сейчас. Частично рост конкуренции должен компенсироваться увеличением грузопотока, но главный рецепт выживания и роста – это повышение эффективности собственного бизнеса, снижение издержек, в том числе за счет оцифровки всех процессов, связанных с перевозкой груза.

В целом мы надеемся, что приход на рынок российских компаний подтолкнет развитие цифровизации логистики соседних стран. Да, это процесс не быстрый, а для кого-то и болезненный. Но другого пути в современных реалиях не остается.

Автор: Максим Стулов

Источник: vedomosti.ru