Рынок грузоперевозок Казахстана лихорадит уже полгода: нарушились традиционные цепочки поставок, закрылись привычные маршруты, выросли цены на перевозку грузов. Это сказывается и на работе логистических подразделений крупных компаний, особенно тех, кто поставляет продукцию на экспорт или завозит товары, сырье и комплектующие из-за границы.

Независимо от того, использует компания собственный автопарк или привлекает подрядчиков, для выравнивания ситуации стоит трансформировать бизнес-процессы в логистике. Основной вектор изменений — это снижение издержек и автоматизация рутинных операций. Остановимся на инструментах, доступных сегодня казахстанским компаниям.

Справедливая цена

Грузоотправители часто переплачивают за услуги перевозчиков по нескольким причинам. Во-первых, потому что работают с ограниченным кругом исполнителей. Отсутствие конкуренции сказывается на ценах. Без оперативного анализа рынка сложно определить справедливую цену конкретного заказа.

Во-вторых, среди логистов до сих пор распространены недобросовестные схемы определения подрядчика, когда предпочтение исполнителю отдается за вознаграждение. И оно закладывается в цену перевозки.

В-третьих, на рынке много посредников. Они перехватывают заказ и размещают его у реальных перевозчиков, забирая себе до 20% конечной стоимости услуг.

Чтобы быть уверенными в рыночной цене каждой перевозки, нужно расширить список партнеров и сделать процесс выбора прозрачным. Для этого существуют специализированные онлайн-площадки, где грузоотправители открыто размещают заказ и получают предложения от разных перевозчиков, выбирая исполнителя по цене и другим важным для доставки груза параметрам. Это минимизирует вероятность коррупционных схем и работу с посредниками.

При определении цены можно ориентироваться на специализированные индексы, которые также есть на онлайн-площадках. Они отражают средние ставки по разным направлениям в режиме реального времени.

Можно автоматизировать и выбор подрядчика. Например, на той же онлайн-площадке сформировать собственную базу доверенных перевозчиков и автоматически назначать исполнителя по заранее заданным параметрам. Такой подход поможет избежать все перечисленные выше риски, а также снизить трудозатраты на организацию перевозки.

Автоматизация рутинных операций

В работе логиста много довольно простых и повторяющихся действий, связанных с документооборотом и мониторингом перевозки. Именно в этих процессах есть значительный потенциал для автоматизации.

К сожалению, в Казахстане пока не возможно использовать только цифровые документы в логистике но государство однозначно идет в сторону автоматизации делопроизводства во всех отраслях. Сейчас уже можно использовать электронные счета-фактуры и акты выполненных работы. Даже используя только эти два документа в цифровом виде, удастся значительно сэкономить время сотрудников логистического подразделения.

Что касается мониторинга грузоперевозки, то давно пора отказываться от контроля по телефону в пользу трекеров и мобильного приложения для водителей. Установленная на смартфон программа в режиме реального времени показывает местонахождение груза, сигнализирует о простое или задержках в пути. Это позволяет одному диспетчеру контролировать большее количество машин. Более того, приложение формирует оптимальный маршрут с учетом дорожной ситуации и разрешенной скорости движения, что позволяет точно рассчитывать сроки доставки и экономить на топливе.

Безопасность грузов

Использование цифровых сервисов и автоматизация процессов снижают многие риски. Это особенно важно из-за недостаточно развитого локального рынка страхования грузов: грузовладельцы отмечают, что получить страховую выплату сложно и редко она покрывает причиненный ущерб.

Открытые онлайн-площадки формируют рейтинги перевозчиков и содержат отзывы других заказчиков, предоставляют дополнительные сервисы по проверке контрагентов. Благодаря этому легче избежать заведомо недобросовестных подрядчиков. Мобильное приложение позволяет держать груз под постоянным и следить за отклонением машины от маршрута, что снижает вероятность кражи или потери. Соотношение пройденного пути со средним расходом топлива помогает также предупреждать махинации со стороны водителей (например, слив бензина или заправку мимо бака).

В недавно опубликованном исследовании Global Industry Analysts Inc. говорится, что расходы на цифровизацию логистики в мире вырастут с $52,2 млрд в 2020 году до $75,5 млрд к 2026 году. Ежегодно компании будут наращивать инвестиции на 8%. Компаниям Казахстана тоже стоит двигаться по этому пути: технологии становятся главным инструментом для снижения издержек и адаптации к меняющемуся рынку.

Источник: kz.kursiv.media