По данным АРПП «Отечественный софт», с февраля по май 2022 года спрос заказчиков на отечественные ИТ-решения, в зависимости от класса ПО и конкретного продукта, возрос как минимум в три раза, а в некоторых классах ПО – десятикратно. Мы внимательно следим за рынком транспортно-логистических услуг и можем наблюдать похожую картину.

Курс на цифровизацию, поправка на импортозамещение

В начале марта после объявления разработчика Gurtam о приостановке деятельности в России многие транспортные компании задумались об оперативной замене системы спутникового мониторинга Wialon на российский аналог. Повышаются риски пользователей целого ряда зарубежных систем класса TMS (Transport Management System): например, Transporeon, RoadNet, MapXPlus, Ortec TD, Alpega TMS, Oracle Transportation Management. Переход на отечественную логистическую систему при этом кажется самым разумным решением проблемы.

Мы также видим, что рынок грузоперевозок сегодня кардинально меняется, и с этим связано несколько важных трендов. Во-первых, перестраиваются логистические цепочки: если раньше они были направлены преимущественно на запад, то теперь на восток, в страны Азии. Соответственно, транспортным организациям приходится в срочном порядке находить оптимальные маршруты, менять подрядчиков, передислоцировать автопарки. Без помощи цифровых инструментов в нужные сроки это сделать практически невозможно.

Во-вторых, на фоне блокировки авиасообщений, проблем с морскими перевозками и ухода из страны нескольких контейнерных перевозчиков повышается нагрузка на автомобильные грузоперевозки. Это самый гибкий транспортный канал, и его роль в условиях неопределенности и постоянных изменений возрастает. Добавим к этому, что переход на импортозамещение во всех сферах экономики приводит к увеличению поставок товаров в пределах страны. С учетом того, что объемы автопарков российских транспортных компаний ограничены, им придется по возможности оптимально использовать имеющиеся ресурсы, автоматизируя бизнес-процессы.

Можно сказать, что новые вызовы активно способствуют цифровой трансформации отрасли грузоперевозок с прицелом на импортозамещение. Остается понять, насколько отечественные логистические сервисы функциональны и надежны.

Российское ПО: пять критериев качества

Опираясь на собственный опыт и оценку клиентов ATI.SU, могу сказать, что у отечественного ПО для автоматизации транспортной логистики есть все шансы стать полноценной заменой зарубежному – при условиях, что заказчик максимально тщательно подойдет к его выбору. На примере нашей биржи можно посмотреть, как и по каким критериям стоит оценивать потенциал российских решений.

Во-первых, сервера компании должны находятся в России – в таком случае данные пользователей логистического сервиса защищены законодательством РФ, что снижает риски утечки или раскрытия персональной информации. Кроме того, компания, владеющая сервисом, как юридическое лицо должна быть также зарегистрирована в России. Это гарантия того, что доступ пользователей к сервису внезапно не окажется заблокирован из-за санкций.

Во-вторых, следует обратить внимание на гибкость разработки и наличие в ПО необходимых инструментов, с которыми привыкли работать менеджеры и логисты транспортной компании. Поиск перевозчиков, проверка данных, распределение грузов, оформление перевозки и документов, полная аналитика проделанной работы – должны происходить в рамках «одного окна». Это поможет получить максимальный эффект от автоматизации процессов. Например, российская платформа по автоматизации ATI.SU уже имеет всю необходимую функциональность: тендеры, спотовые торги, контрактное распределение, оформление заказов, электронный документооборот, мобильное приложение для водителя, проверка контрагентов, мониторинг транспорта, отчетность и многое другое. Разработчик сервиса готов оперативно дорабатывать его модули под запросы клиентов с учетом их бизнес-процессов.

В-третьих, сервис автоматизации логистики может быть интегрирован в инфраструктуру клиента-транспортной компании, чтобы логисты могли пользоваться нужными инструментами в привычном интерфейсе собственной прикладной системы.

В-четвертых, большую роль играет стоимость внедрения и технической поддержки решения. Сотрудники транспортной компании, а также партнеры-перевозчики должны легко освоить новые инструменты, а при необходимости получить своевременную помощь со стороны сервиса. В идеале – наличие персонального менеджера, с которым можно оперативно обсудить необходимые доработки, обучение персонала и другие нюансы. Недостатки в поддержке – одна из главных причин неудовлетворенности клиентов внедренным сервисом.

Наконец, еще одним критерием при выборе логистической платформы становится имидж разработчика, большое количество клиентов и наличие широкой экосистемы вокруг нее. Крупные, опытные игроки лучше противостоят внешним угрозам (например, DDoS-атакам) и всегда готовы предоставить стабильно работающий сервис.

Резюме

В транспортной отрасли достаточно много зрелых, функциональных отечественных решений для автоматизации логистики. Значительная часть из них – облачные платформы и сервисы, а значит, переход на них с зарубежных программных продуктов будет гораздо менее болезненным, чем замена большой системы on-premise. Следовательно, компании не нужна длительная подготовка к такому переходу, можно провести его уже сейчас. Разработчики, в свою очередь, готовы всецело помочь клиентам в этом.

Источник: comnews.ru