Вызовы цифровой экономики

В 2021 году доля транспортной логистики в ВВП Казахстана оказалась на уровне 6,5% (5,26 трлн тенге). В развитых странах этот показатель составляет в среднем 13-14%. Перспективы роста казахстанской логистики сохраняются, но чтобы компании занять место на меняющемся рынке, нужно адаптировать собственные процессы к новым реалиям. И в первую очередь — ориентироваться на развитие в рамках цифровой экономики, к которой целенаправленно двигается государство.

Цифровая экономика предполагает переход к цифровым продуктам, процессам и бизнес-моделям. Сегодня уровень проникновения цифровизации в логистику сравнительно низкий — в банковской сфере и торговле, а также в госсекторе внедрение информационных технологий идет намного активнее. Поэтому грузовладельцам, перевозчикам и экспедиторам стоит начать с базовых процессов. К ним можно отнести документооборот, распределение или получение заказов, мониторинг перевозки.

Электронный документооборот в логистике — пока распространен мало. Но именно с него стоит начать оцифровку бизнес-процессов — это не предполагает больших затрат и сложных проектов внедрения. Сегодня все участники рынка могут обмениваться цифровыми счетами-фактурами и актами выполненных работ. Кроме этого, введены электронные сопроводительные накладные для тех, кто сотрудничает с компаниями из стран ЕАЭС. Переход на ЭДО позволит освободить время логистов, а также уменьшить затраты на расходные материалы (бумагу, краску для принтера).

Ключевой бизнес-процесс в логистике — это распределение заказов. Грузовладельцы ищут подрядчиков, перевозчики — заказчиков. Пока в основе этого процесса личное общение и табличка в Excel, об оптимизации и точках роста говорить не приходится. Пришло время переходить от личных связей к взаимодействию на широком рынке. В Казахстане уже есть цифровые площадки, объединяющие всех участников рынка логистики. Это выгодно всем: грузоотправители напрямую получают доступ к широкому кругу исполнителей, что позволяет исключить из цепочки посредников, отправлять грузы быстрее и по рыночной цене. Перевозчики видят все доступные для перевозки грузы и могут выбирать наиболее выгодные для себя направления, а также находить грузы для обратного пути.

Освоив базовые возможности электронных площадок, можно переходить к более продвинутым и эффективным инструментам. Например, для грузовладельца это автоматизация распределения заказов, когда по заранее заданным параметрам система автоматически назначает исполнителя среди доверенных перевозчиков. Такой «цифровой логист» не подвержен соблазну предвзято выбирать подрядчика, работает быстро, без перерывов и выходных.

Еще один процесс, для автоматизации которого уже есть решения на казахстанском рынке, это составление маршрута и мониторинг перевозки. Эта задача наиболее актуальна для логистических подразделений крупных компаний и автопарков. Спутниковые системы навигации и мобильные приложения для водителей избавят логистов от массы рутинных задач. Маршрут строится автоматически, а все передвижения и задержки видны в системе. Такая организация перевозки снижает риски потери или кражи груза, а также нарушений дисциплины со стороны водителя. К примеру, превышения скорости или отклонения от маршрута.

Резюмируя, хочется отметить: конкурентоспособность участников рынка логистики в ближайшие годы во многом будет зависеть от цифровой зрелости конкретной компании, вне зависимости от ее происхождения и специализации. Перевод логистики на цифровые рельсы — это уже не преимущество, а насущная потребность. В условиях цифровой экономики только технологически-продвинутые компании смогут воспользоваться возможностями, которые сегодня открывает рынок.

Источник: kz.kursiv.media