С середины 2010-х годов на глобальном логистическом рынке начался ажиотаж вокруг темы уберизации автомобильных грузоперевозок, по аналогии с успешной уберизацией сервиса такси. Россия не отставала от мирового тренда: за несколько лет у нас появились так называемые «цифровые экспедиторы»: Deliver, GroozGo, «Монополия Онлайн», ОБОЗ, Fura и др. Они инвестировали огромные средства в цифровизацию и автоматизацию своей деятельности. Многие из них до сих пор не вышли в прибыль именно из-за больших затрат на R&D.

У подавляющего большинства «классических» экспедиторов, работающих на российском рынке грузоперевозок, разумеется, нет ни крупных инвесторов, ни амбиций становиться ИТ-компаниями. Они просто хотят качественно выполнять свою работу и получать от этого отдачу. Тем не менее сегодня каждый из них имеет возможность с минимальными вложениями применять цифровые решения для повышения эффективности бизнес-процессов. Вот как это происходит.

Какие процессы можно автоматизировать

Казалось бы, мы живем в мире мобильности, облачных сервисов, аналитики Big Data, интеллектуальных транспортных систем, дистанционных коммуникаций — эти технологии и концепции уже давно стали доступными и общеупотребительными. Но почему же тогда логисты компании-экспедитора до сих пор договариваются с исполнителем по телефону или собирают информацию о заказах из множества разрозненных источников — электронных писем, мессенджеров, чатов? Мы выделяем девять логистических бизнес-процессов, в которых могут использоваться цифровые технологии.

Расчет стоимости перевозки необходим, к примеру, при участии экспедитора в торгах у крупных грузоотправителей. Он позволяет определить некую нижнюю границу, до которой уместно торговаться. Специальные аналитические алгоритмы, заложенные в логистических системах, могут выдавать расчет средней цены заказа в зависимости от направления, типа транспорта, особенностей груза и множества других показателей.

Автоматизированное участие в торгах на различных онлайн-платформах управления перевозками — например, Transporeon или ATI.SU — становится возможным благодаря технологиям роботизации. Определив нижнюю цену, экспедитор может настроить бота таким образом, чтобы тот понижал ставку и останавливался в нужный момент.

Выбор исполнителя заказа, когда заказ уже получен, можно цифровизовать по-разному: например, устроить аукцион на собственной площадке в рамках биржи грузоперевозок или автоматически переправить заказ определенному перевозчику, с которым экспедитора связывают контрактные отношения.

Поиск новых перевозчиков и постоянное пополнение пула доверенных партнеров может вызвать трудности у сотрудников экспедитора, если они занимаются этим вручную. Некоторые применяют парсинг — сбор открытой информации из доступных веб-ресурсов с помощью различных программных инструментов. Но гораздо проще и эффективнее реализовать поиск в рамках единой площадки — биржи грузоперевозок. Там уже собрана вся необходимая для этого информация и имеется ряд вспомогательных инструментов для настройки поисковых запросов.

Безопасность и проверка перевозчиков на надежность — эта задача по-прежнему остается актуальной, поскольку случаи мошенничества на рейсах, кражи грузов всё еще встречаются. Стоит проверять всех новых перевозчиков, а также отслеживать изменения информации о старых, например смену владельца или резкое падение активности. У цифровых экспедиторов существуют системы скоринга, которые нацелены на то, чтобы определить надежность потенциального исполнителя за несколько минут.

Электронный документооборот значительно упрощает и ускоряет обмен документами между участниками логистических процессов. Например, мы даем возможность клиентам как использовать электронную подпись, так и применять юридически значимый документооборот без электронной подписи, а также создавать и автоматически заполнять шаблоны документов. В перспективе намерены стать оператором перевозочных документов — работаем над поддержкой электронных транспортных накладных и машиночитаемых доверенностей.

Отслеживание процесса перевозки — продолжение темы безопасности. Системы GPS-трекинга и мобильные приложения для водителя позволяют экспедитору адекватно и своевременно отвечать на «неудобные» вопросы заказчика «Где мой груз/контейнер?» или «Когда придет фура?».

Личный кабинет заказчика на логистической платформе — персональный раздел в веб-приложении, где заказчик может размещать грузы, отслеживать статусы заказа, обмениваться с экспедитором дополнительной информацией, пользоваться электронным документооборотом.

Генерация отчетов и аналитика — возможность использовать накопленные в компании структурированные данные, отраженные в отчетах, для оценки эффективности процессов, поиска узких мест, прогнозирования и оптимизации.

Все данные в едином цифровом поле

Все описанные выше сценарии можно реализовать по отдельности: например, создать мобильное приложение с GPS-трекингом, которым будут пользоваться логисты. Но такой подход не является оптимальным. Посмотрите, как сейчас проходят информационный поток и передача документов в цепочке участников автоперевозки. Даже если грузоотправителя и экспедитора связывает некий цифровой канал — допустим, логистическая площадка, где проходят аукционы, — часто логист экспедитора вручную вносит данные в смежные системы, а с перевозчиком общается в мессенджере или по электронной почте. У перевозчика также есть логисты — они взаимодействуют с водителями по телефону.

В таком механизме слишком много процессов с участием человека и слишком много разных цифровых каналов. Поэтому мы в ATI.SU уже достаточно давно продвигаем концепцию единого цифрового поля. С помощью экосистемы логистических сервисов можно сформировать информационную цепочку между участниками автоперевозки, по всей длине которой данные передаются в цифровом виде. Это даст возможность логистам контролировать процессы со стороны и вмешиваться только в тот момент, когда происходит какая-то нештатная ситуация.

В рамках единого цифрового поля информация вводится в систему только один раз на любом участке цепочки и распространяется на все процессы в ней. При этом другие цифровые каналы не используются. Для экономии времени важно, чтобы в этом цифровом поле находились только доверенные участники — то есть их проверка должна быть проведена заранее.

В едином цифровом поле все процессы становятся более быстрыми и прозрачными, каждый из них можно оперативно проанализировать. Повышается их эффективность и во многом исключается «человеческий фактор» — например, опечатки при ручном копировании из одной системы в другую. Всё это в результате приводит к снижению затрат экспедитора.

Концепция единого цифрового поля, или единого цифрового ландшафта — тренд, свойственный не только рынку автомобильных грузоперевозок. Она используется во многих областях ИТ, бизнеса, государственных услуг: яркий пример — портал госуслуг, где собраны сервисы для самых разных направлений взаимодействия чиновников с гражданами, оперирующие единожды введенными в систему персональными данными.

Мы предлагаем экспедиторам развиваться по схожему пути. В России есть несколько логистических цифровых платформ, которые предоставляют пользователям удобные сервисы в режиме «одного окна». Поэтому сегодня экспедитору для того, чтобы стать «цифровым», не требуются большие инвестиции. Но даже при малых вложениях в «цифру» они получают огромный эффект.

Источник: if24.ru