Сотрудничество Казахстана и ЕС
Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев отметил потенциал сотрудничества между РК и ЕС в транспортировке важнейших видов сырья и важность развития международных транспортных маршрутов в целях обеспечения глобальной цепочки поставок товаров.
«Также мы рассмотрели возможности использования Европейским союзом Транскаспийского международного транспортного маршрута», — сообщил Касым-Жомарт Токаев на совместном брифинге.
Шарль Мишель, в свою очередь, заявил, что Казахстан — важный партнер Европейского союза, а также заметный игрок на международной арене и в регионе. Таким образом, заинтересованность в сотрудничестве РК и ЕС наблюдается на высшем политическом уровне, что стимулирует развитие двусторонних отношений в разных сферах, включая логистику.
За восемь месяцев 2022 года товарооборот между Казахстаном и Евросоюзом увеличился на 43% и составил 26 млрд долларов. Для бизнеса Казахстана создание стойких логистических цепочек с Евросоюзом, а также встраивание в схемы поставок товаров между Китаем и ЕС — наиболее перспективные направления для развития в ближайшие годы.
Развитие пути «Север – Юг»
Европейский банк реконструкции и развития в конце октября опубликовал доклад о развитии международного транспортного коридора «Север – Юг», который соединяет Россию, Закавказье, Центральную Азию с Ираном и странами Ближнего Востока и заканчивается в Индии. Один из маршрутов коридора проходит по территории Казахстана.
Специалисты ЕБРР делают вывод, что из-за изменения логистических схем МТК «Север – Юг» превратится в ключевой элемент транспортной системы Евразии. Раньше грузовладельцы и перевозчики предпочитали маршруты, проходящие через порты Балтийского и Азово-Черноморского бассейнов, откуда грузы могли идти в любые точки мира. Однако в «новой реальности» их роль существенно снизилась.
Коридор «Север – Юг» поможет поддерживать торговлю не только со странами Ближнего Востока и Индией, но и обеспечит связь с Европой – через Азербайджан и Турцию. Более того, порты Турции и Персидского залива в рамках МТК замещают Балтийские и Азово-Черноморские порты в сообщении со странами Азиатско-Тихоокеанского региона и Латинской Америки.
Сегодня развитие МТК «Север – Юг» осложняется разрывом железнодорожной сети на территории Ирана, необходимостью многократной перевалки грузов, а также неразвитостью инфраструктуры и сервисов на ряде участков. Все это удорожает перевозки. Однако с учетом востребованности маршрута можно прогнозировать, что эти проблемы будут решаться в ускоренном порядке.
Приоритет ТМТМ
В конце октября Касым-Жомарт Токаев заявил, что Транскаспийский международный транспортный маршрут (ТМТМ) станет ключевой логистической артерией Казахстана.
«Запустим сеть приграничных торгово-экономических центров с Россией, Китаем, странами Центральной Азии. Отремонтируем 11 тысяч км железных дорог. Запустим железнодорожные линии Достык – Мойынты, Дарбаза – Мактаарал, обходную ветку вокруг Алматы, железнодорожный переход с Китаем «Бахты», — Касым-Жомарт Токаев.
Он обещал усилить морские порты и флот, создать на Каспийском море контейнерный хаб. Таким образом, ТМТМ станет основным связующим звеном, которое будет способствовать более полной реализации транзитных и экспортных возможностей республики.
Дефицит складов
В октябре СМИ писали о начинающемся дефиците складских площадей в Казахстане. Он связан с возросшим спросом на хранение товаров со стороны российских ритейлеров и дистрибьюторов. Эксперты отмечают рост востребованности на склады в соседних с Россией государствах как минимум на треть.
Например, крупный маркетплейс Wildberries продолжает наращивать складские мощности в Казахстане, Кыргызстане, Армении и Беларуси. Крупный российский оператор доставки СДЭК планирует закупать и доставлять часть товаров через Казахстан. «Почта России» запустила автомобильные грузоперевозки из Екатеринбурга в РК.
Пока совокупный объем складских площадей в странах Средней Азии намного меньше, чем в России. И это хорошая возможность для действующий и новых игроков локального рынка складской недвижимости воспользоваться ситуацией для развития бизнеса. Однако действовать нужно быстро: о выходе на новые рынки думают российские складские девелоперы.
Совместный форум Казахстана и Беларуси
25 ноября пройдет бизнес-форум «Беларусь – Казахстан: возможности и перспективы в логистике и производстве». Его проводит ASER совместно с Индустриальным парком «Великий камень» при поддержке посольства Беларуси в Казахстане.
Цель мероприятия — способствовать развитию торгово-экономических и инвестиционных отношений между Беларусью и Казахстаном. В деловой программе заявлены выступления чиновников и руководителей логистического бизнеса двух стран. Участники форума расскажут о трендах локальных рынков, особенностях законодательства, новых решениях и проектах. Запланирована панельная дискуссия «Логистика будущего в ЕЭАС: где искать окно возможностей».
Источник: dknews.kz