Напомним, в рамках пятого пакета санкций против России и Беларуси Евросоюзом был введен запрет на проезд и транзит по его территории машин белорусских и российских перевозчиков – с 16 апреля. В запрете есть несколько исключений, поэтому полностью дороги на Запад для белорусских и российских фур не закрылись, но перевозки стали сложнее, дольше и затратнее — из-за смены маршрутов, трудностей с перецепками и перегрузками и огромных очередей. И белорусские автоперевозчики стали смотреть на Восток и «менять прописку» на азиатскую.
На казахстанских, узбекских, армянских номерах работать с ЕС можно без ограничений. Потому крупные белорусские компании поторопились открыть свои представительства в этих и других странах Средней Азии, — рассказывает Татьяна Солдатенко.
Спрос бьет рекорды
После санкций для компаний, решивших остаться работать на белорусских номерах, азиатские направления стали тоже весьма перспективными: товарооборот смещается в сторону Востока, рождая спрос на автоперевозки.
По данным Биржи грузоперевозок ATI.SU, еще в апреле-июне популярными для белорусских фур стали Грузия, Турция, Узбекистан, Казахстан, Армения. Так, спрос на перевозки из Беларуси в Турцию по сравнению с первыми месяцами года вырос на 409%, а в Грузию – на 347%. В импортных перевозках в том же периоде больше всего вырос спрос на перевозки из Узбекистана – почти на 700%, Армении – на 500%, Казахстана – на 300%, Турции – на 100%.
Беларусь-Россия-Беларусь: идет спад
А вот в Россию спрос не столь стабильный: если еще в начале года число заявок из РФ в Беларусь росло, то с весны и до нынешнего момента идет спад.
В третьем квартале спрос на поставки по маршруту Россия-Беларусь упал на 35% по сравнению со вторым кварталом и на 34% в годовом выражении, — говорит Татьяна Солдатенко.
Что касается спроса из Беларуси в Россию, то здесь, наоборот, наблюдается рост: на 93% по сравнению со вторым кварталом и на 129% в годовом выражении, хотя еще зимой-весной этот показатель хоть и незначительно, но снижался.
Восточные слабости
С укрепляющимися связями и растущим товарооборотом появляется необходимость упрощать взаимодействие и в плане перевозок, над чем нынче работает белорусское правительство. На контроле вопросы выдачи дополнительных разрешений на грузоперевозку и оптимизация процедур. Татьяна Солдатенко отмечает, что восточная сфера грузоперевозок отличается от западной, причем сравнения не в пользу первой — начиная от моментов с ведением документации и заканчивая уровнем придорожного сервиса.
Чтобы сполна использовать свой транзитный и экспортный потенциал, среднеазиатским компаниям тоже необходимо перестраивать свои процессы. И довольно глобально — делая шаги в пользу автоматизации, цифровизации, прозрачности, обеспечения комфорта и безопасности водителей, — считает Татьяна Солдатенко.
И сейчас страны ШОС осознали весь свой транзитный потенциал и активно начали выводить логистику на мировой уровень, совместными усилиями формируя региональные транспортные коридоры, развивая инфраструктуру и модернизируя дороги.
Как отмечают эксперты, от санкций пострадали не только белорусские и российские грузоперевозчики: перестраиваться пришлось всему евразийскому рынку. Теперь здесь сосредоточены все самые перспективные и прибыльные маршруты.
Источник: sputnik.by