Санкции и резкое снижение импорта из Европы, а также потеря солидной части морских грузов привели к сокращению грузоперевозок на Северо-Западе. Это видно в том числе по официальной статистике: по данным Петростата, в Санкт-Петербурге и Ленобласти в начале года было зафиксирован рост перевозок грузов автотранспортом, однако уже в июне началось снижение. Данные Биржи ATI.SU говорят о том, что сокращение количества грузов из Петербурга началось еще в марте, параллельно происходило и снижение ставок на перевозки.

В масштабах страны этот процесс происходил более ровно, однако и здесь начиная с апреля ставки ползли вниз. Так, Индекс ATI.SU, учитывающий данные по ста популярным направлениям внутри страны, снижался на протяжении практически трех месяцев и достиг минимума в конце июня. Однако затем цены стали восстанавливаться – к началу декабря он поднялся до уровня начала года.

Подъем цен мог быть связан не столько с восстановлением спроса, сколько с сокращением предложения – многие перевозчики, в том числе из Северо-Западного региона, в поисках лучшей рентабельности переориентировались на другие рынки. Для многих новые возможности открыли страны Средней Азии. Согласно нашим данным, они стали популярным и перспективным направлением для российских перевозчиков. Некоторые компании и вовсе перевели автопарки в юрисдикцию среднеазиатских республик, чтобы без проблем пересекать европейские границы по альтернативным маршрутам.

Эксперты рынка неоднократно говорили о том, что у среднеазиатских республик есть большой транзитный потенциал и возможность стать настоящим восточным хабом для грузоперевозок. Сейчас для них отличное время, чтобы воспользоваться открывающимися перспективами и встроиться в логистические цепочки не только соседей, но и Европы, и Китая.

Спрос на перевозки в Средней Азии резко увеличился в этом году, локальные рынки демонстрируют рост по всем направлениям. Главным драйвером изменений стали перевозки в Россию, которая за счет новых направлений старается возместить снижение европейского импорта. К примеру, товарооборот между Россией и Узбекистаном за 8 месяцев 2022 г. достиг $5,3 млрд. Это на 37% больше, чем в прошлом году. Экспорт грузов из Казахстана только в Россию увеличился на 30%, внушительный рост наблюдается и в Кыргызстане. А Биржа ATI.SU отмечает кратный рост количества заявок на перевозки из этих стран в Россию по сравнению с прошлым годом.

Стремительный рост грузопотока повлиял и на работу среднеазиатских транспортных компаний. Они столкнулись с высокой конкуренцией со стороны российских и белорусских перевозчиков и вынуждены менять и автоматизировать бизнес-процессы, чтобы не остаться за бортом. Для более быстрого взаимодействия с партнерами, качественной аналитики рынка и контроля за перевозками бизнес начинает внедрять цифровые инструменты. Также растет интерес к онлайн-площадкам, на которых грузовладельцы могут искать подрядчиков, а перевозчики – заявки на доставку грузов.  

В Казахстане, Киргизии и Узбекистане логистика стала одним из приоритетных направлений государственной политики. В этих странах уже реализовывают крупные инфраструктурные проекты, улучшают качество дорог, сервиса, цифровую культуру, а также оптимизируют трансграничные процедуры.

Кратный рост спроса на перевозки в среднеазиатских республиках подтверждает их растущее значение в мировых логистических процессах. Поэтому всем участникам российского рынка грузоперевозок необходимо внимательно следить за тенденциями, подстраиваться под них и извлекать пользу для своего бизнеса. А их азиатским партнерам – избавляться от ручных процессов, принимать единые форматы электронных документов и подписей, а также унифицировать правила оформления перевозок и грузов. Процесс не быстрый, но крайне важный для успешной перестройки международных маршрутов.

Источник: vedomosti-spb.ru