Мы проанализировали основные тезисы доклада и перспективы транспортно-логистической отрасли Кыргызстана, которые открываются перед страной благодаря бурному росту региона.

Основные тезисы:

  • За 20 лет ВВП Кыргызстана увеличился в шесть раз и в 2021 году составил $8.5 млрд. В значительной мере рост обеспечивали сфера услуг, промышленность, сельское хозяйство.
  • Рост экономики Кыргызстана составил 3.2% в среднем за период 2010–2021 гг.
  • В сфере услуг ключевую роль играет оптовая и розничная торговля, которая развивается за счет реэкспорта товаров из Китая в страны Центральной Азии и Россию.
  • Крупнейшие торговые партнеры республики — Россия, Казахстан, Китай, Узбекистан и Турция. Экспорт товаров за 2017–2021 гг. составил в среднем $1.8 млрд. А оборот внешней торговли увеличился в целом в восемь раз и составил в 2021 году $9.3 млрд.
  • Размер государственного бюджета Кыргызстана относительно ВВП является максимальным в регионе. В республике через бюджет перераспределяется гораздо большая доля национального дохода, чем в соседних государствах.
  • Население страны с 2000 года увеличилось до 6.7 млн человек и продолжает расти. При этом создание новых рабочих мест отстает от темпов прироста населения, что ведет к трудовой миграции. Преимущественно – в Россию.

Сложности и перспективы Кыргызстана

По данным ООН, без формирования эффективных систем транзитных перевозок страны Центральной Азии, не имеющие выхода к морю, будут отставать от уровня государств, у которых он есть, в среднем на 20% и не смогут быть в полной мере интегрированы в мировой рынок.

Торгово-экономический потенциал Кыргызстана сдерживает как раз отсутствие выхода к морским путям. Не способствует развитию транспортных связей с миром и горный ландшафт. Поэтому, торговля с международными партнерами сопряжена с довольно высокими транспортными издержками.

Кыргызские железные дороги сегодня представляют собой тупиковые ветви, которые ведут в Казахстан и Узбекистан. Единой внутренней сети железных дорог, которая связывала бы республику, не существует. Для ликвидации фрагментарности железнодорожной сети Кыргызстана планируется объединение обособленных северного и южного участков.

В завершающей стадии находятся переговоры по строительству железной дороги Китай — Кыргызстан — Узбекистан, которая укрепит транзитную роль республики и увеличит ее транзитные доходы. Кыргызстан сможет стать частью континентального моста, который свяжет практически всю Азию от побережья Китая до Персидского залива.

При этом, важное значение имеет строительство перевалочной станции: она позволит состыковать республиканские железные дороги с международными ветками. Без этого участие Кыргызстана в проекте сведется к простому предоставлению своей территории для транзита грузов.

Вывести страну из так называемого транспортного тупика призвана и национальная программа социально-экономического развития на 2018–2040 годы. Строится альтернативная северо-южная магистраль, реконструируются дороги Бишкек – Ош, Тюп – Кеген, Бишкек – Нарын – Торугарт, Кочкор – Арал, Ош – Баткен – Исфана – Худжанд. Также продолжается строительство международных автодорог Балыкчы – Каракол.

Чтобы не остаться за пределами транспортных коридоров, Кыргызстану необходимо интегрироваться в инфраструктуру региона и объединяться с странами-соседями, используя открывающиеся перспективы для своей пользы – торговли внутри центральноазиатского региона и за его пределами.

Как раз сейчас обсуждается возможность встраивания Кыргызстана в международный транспортный коридор «Север – Юг». Международные и внутренние маршруты могут быть состыкованы с МТК, что будет способствовать развитию торговых связей с Ираном, Индией, Пакистаном, странами Ближнего Востока. Кыргызстан не является участником соглашения о развитии МТК «Север – Юг», но может к нему присоединиться при согласии остальных участников.

Согласованность усилий и цифровизация

По мнению экспертов ЕБР, у Кыргызстана и других центральноазиатских государств появился уникальный шанс – благодаря транспортным коридорам и маршрутам, пересекающим регион с севера на юг и с запада на восток, они могут стать транзитным перекрестком, формируя транспортный каркас Евразии, и открывая себе выход на внешние рынки. Это одна из основных точек роста Центральной Азии.

Для успешного развития автодорожной и железнодорожной инфраструктуры, а также транспортно-логистических услуг важны согласованные усилия. Необходимы гармонизация регулирования перевозок, упрощение процедур пересечения границ, поддержка конкуренции, улучшение качества дорог и цифровизация транспортных и логистических процессов.

Например, внедрение электронного документооборота, развитие сервисов автоматической идентификации и отслеживания грузов, использование онлайн-площадок. Процесс не быстрый, но крайне важный для успешного развития международных маршрутов.

Стратегическая роль Центральной Азии на обширном евразийском пространстве будет возрастать, как и значимость региона для ближайших соседей и ключевых экономических партнеров – России и Китая. Сейчас для республик региона – отличное время, чтобы воспользоваться открывающимися перспективами, встроиться в логистические цепочки и извлечь максимальную выгоду из транспортной особенности.

Автор: Эмирлан Бейилбаев, директор кыргызстанского представительства международной биржи грузоперевозок ATI.SU.

Источник: economist.kg