В феврале у белорусских грузоперевозчиков возникли новые трудности. Польша закрыла пункт пропуска Бобровники. И для белорусских грузовиков осталось лишь одно польское направление – через пункт пропуска Кукурыки.

Но и там спустя некоторое время были введены новые правила. Польские власти заявили, что в Кукурыках тоже ограничивают движение большегрузов, за исключением зарегистрированных в странах ЕС и Европейской ассоциации свободной торговли.

Такие пограничные пертурбации сказались на грузопотоке. В Кукурыках возникли огромные очереди. Многокилометровые пробки появились и в направлении латвийских и литовских пунктов.

Сократился ли грузопоток через Беларусь в направлении ЕС и как сейчас работается перевозчикам в этом направлении?

Да, это серьезно осложнило работу с ЕС

Международная биржа автомобильных грузоперевозок ATI.SU провела опрос среди своих белорусских пользователей.

Так, 49% перевозчиков оценивают польские ограничения в феврале как "Работать с ЕС стало еще сложнее, но будем продолжать".

При этом 24% опрошенных серьезных изменений не заметили: "Работать с ЕС весь 2022 было сложно – сильно хуже не стало".

Еще 17% с трудом справляются с ситуацией: "Работать стало невозможно, подумываю переключаться на другие маршруты".

И 10% не ездят по этим направлениям, потому ограничения не отразились никак.

Очереди в пунктах пропуска растут

По данным Госпогранкомитета, за минувшую неделю очереди на выезд в страны ЕС увеличились на 25%. И это еще не все. Регулярно регистрируются задержки в оформлении грузов.

Помимо увеличения времени на простои в очередях, вытекающих отсюда финансовых затрат, в остальном условия работы для белорусов не поменялись. Ограничения, введенные в Кукурыках продублировали прошлогодние санкции ЕС, распространяющиеся на Беларусь и запрещающие им пересекать границу с Польшей, – прокомментировала сложившуюся ситуацию директор компании представителя Биржи грузоперевозок ATI.SU в Беларуси Татьяна Солдатенко.

Пострадали не только белорусские перевозчики

Но если ограничения в Кукурыках не сильно сказались на белорусских перевозчиках, то на компаниях из других стран – очень даже. Пострадали перевозчики из Казахстана, Китая, Сербии, Молдовы, Узбекистана. Они теперь выбирают другие маршруты для пересечения границы Беларуси с ЕС через Литву и Латвию.

Белорусские же фуры простаивали в километровых очередях на границе с Польшей, Литвой, Латвией весь прошлый год. Поэтому, как бы печально это ни звучало, но долгое и проблемное прохождение границы с ЕС для перевозчиков стало уже ни чем-то из ряда вон выходящим, а плановыми издержками, – отмечает Солдатенко.

По словам эксперта, спрос на перевозки в страны ЕС падал весь прошлый год. В 2022-ом компании из Беларуси переключились на поиск новых партнеров, поставщиков, рынков сбыта, которые нашлись в странах Средней Азии и Закавказья.

Источник: tochka.by