Курс на Китай
В конце апреля прошел кыргызско-китайский бизнес-форум. Было подписано несколько важных для развития логистики соглашений. Например, о строительстве товарного рынка на границе между Китаем, Кыргызстаном и Казахстаном, а также склада под контролем таможенных органов в провинции Цзянсу. Еще одной значимой договоренностью стало решение о запуске международной системы управления логистикой на дороге между Кашгаром и городом Ош.
«Китай начинает открывать границы после ковидных ограничений, активизируя сотрудничество с ближайшими партнерами. В долгосрочной перспективе китайское направление выглядит наиболее перспективным для кыргызстанских перевозчиков. В последний год наибольший прирост спроса на доставку грузов наблюдался в сторону России и Беларуси, но сейчас становится очевидным, что санкционный потенциал роста по этим направлениям исчерпал себя», — комментирует Эмирлан Бейилбаев, директор Кыргызстанского представительства международной Биржи грузоперевозок ATI.SU.
Маркетплейсы расширяются
В апреле на рынке обсуждали сотрудничество «Кыргыз почтасы» с AliExpress. Компании договорились о том, как сократить срок доставки товаров с маркетплейса получателям в Кыргызстане до 20 дней. Например, они тестируют новые логистические каналы - на них переведено около 80% посылок, которые уже приходят покупателям быстрее 30 дней. Сейчас товары идут в Кыргызстан из сортировочного центра AliExpress в Ташкенте, но скоро будет открыт центр в Оше, откуда посылки будут распределяться по Кыргызстану.
Для кыргызстанского рынка логистики наибольшее значение имеет заявление AliExpress о том, что компания планирует открыть для продавцов из Кыргызстана возможность торговать на своей площадке. Этот шаг будет стимулировать развитие внутренних автомобильных перевозок: продавцам нужно будет отправлять свои товары по стране и за ее пределы, — отмечает Эмирлан Бейилбаев.
Складов не хватает
Консалтинговая компания NF Group провела исследование рынков качественной складской недвижимости в регионах Центральной Азии, Закавказья и Республике Беларусь. Так, в Кыргызстане всего 46 тыс. кв м складских площадей класса A и B. Для сравнения: в Казахстане 1,3 млн кв.м, в Узбекистане 207 тыс. кв. м. При этом лишь один объект в КР соответствует классу A — это склад логистического оператора Smart Logistic. Прогнозируется, что в 2023 году будет введено не менее 26 тыс. кв. м. По итогам I квартала 2023 года средневзвешенная рыночная ставка аренды для объектов класса B составляла $60 за кв. м в год без НДС.
В Кыргызстане, как и во всех странах Центральной Азии и Закавказья, наблюдается острый дефицит качественной складской недвижимости. Это тормозит развитие эффективной логистики в регионе. Исправить ситуацию помогут новые инвестпроекты. Например, в 2023 года планируется ввод второй и третьей очередей складского комплекса Smart Logistic (по 7 тыс. кв. м каждая), — поясняет Эмирлан Бейилбаев.
Автомобильные грузоперевозки растут
В первом квартале 2023 года спрос на доставку грузов из Кыргызстана в другие страны автомобильным транспортом, по данным Биржи ATI.SU, вырос на 133% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Рекордным месяцем оказался январь (+220%), а в феврале и особенно в марте рост был более сдержанным. Количество заявок на экспортные перевозки в Россию увеличились на 156%, но динамика роста замедляется. Количество заявок на доставку грузов в Кыргызстан в первом квартале выросло на 55%. Основными странами, откуда доставляются грузы, стали Россия, Китай, Казахстан и Беларусь.
Речь идет именно о росте спроса, а не о физическом объеме грузоперевозок. По данным Национального статистического комитета рост в январе-феврале составил 24%. Одна из причин расхождения в том, что предложение, особенно в экспортных перевозках, не всегда успевает за спросом - об этом, в частности, говорит резкий рост ставок, — объясняет Эмирлан Бейилбаев.
Источник: tuz.kg