Предложения о запрете на въезд грузовиков на белорусских и российских номерах в ЕС высказывали еще в январе – по инициативе Польши. В итоге пока ограничились тем, что такие меры ввели только польские власти – с 1 июня.

Как это повлияет на белорусских грузоперевозчиков, которые и так испытывали серьезные трудности после ряда ограничений Евросоюза, Tochka.by узнавала у экспертов Биржи грузоперевозок ATI.SU в Беларуси.

Перецепы-перегрузы

Напомним, 8 апреля 2022 года Евросоюз утвердил очередной пакет санкций. С тех пор компаниям из России и Беларуси запрещено осуществлять грузоперевозки на территории ЕС. Под запрет попали в том числе транзитные рейсы. В ответ Беларусь ввела аналогичные санкции.

Грузоперевозчики смирились и научились жить в новых реалиях. И перешли на перецеп и перегруз товаров. Новые ограничения от Польши снова заставят дальнобойщиков перестраиваться.

По прогнозам перевозчиков, такие меры снова приведут к осложнениям и удорожаниям и так непростых и недешевых перевозок в Польшу и транзитам через нее в другие европейские страны.

По словам директора компании представителя Биржи грузоперевозок ATI.SU в Беларуси Татьяны Солдатенко, сейчас перецеп и перегруз – это практически единственная возможность обмена товарами со странами ЕС. Причем перецепка выполняется чаще.

Потому что “перецепить” белорусский или российский полуприцеп на европейский тягач – быстрее, проще физически и менее затратно финансово, чем перегружать товары в другую машину. Получается, что сейчас вариант перецепа на польской границе исключен, но возможность перегруза еще остается, – рассказала Татьяна Солдатенко.

По данным ATI.SU, в первом квартале этого года по сравнению с аналогичным периодом прошлого отметилось рекордное падение объемов грузоперевозок по всем европейским направлениям:

  • Германия: -73%
  • Латвия: -78%
  • Польша: -85%
  • Литва -87%.

По прогнозам экспертов, такая тенденция продолжится и в этом году.

Грузоперевозки в санкции

Как заявляли крупные международные перевозчики, после введения санкций от ЕС и ответных белорусских мер многим пришлось перестроить свои маршруты на Восток. К маю прошлого года количество рейсов в Россию увеличилось на 35%.

Перерыв, чтобы определиться, тогда сделали 9,9% опрошенных перевозчиков, а 18,9% – приняли серьезное решение и вовсе ушли из бизнеса, потому что работать стало попросту невыгодно.

Есть и такие, кто не почувствовал кардинальных перемен из-за запрета на въезд в ЕС – их 6,6%. Ими оказались компании, которые работают в пределах Беларуси.

В июле 2022 года отмечалось: объем международных грузоперевозок в Беларусь снизился.

Во втором квартале 2022 года общее количество заявок на перевозки из других стран в Беларусь уменьшилось по сравнению с первым кварталом на 7%.

В годовом выражении эта цифра составила 2%. Причем динамика ухудшалась от месяца к месяцу – в июне снижение спроса составило 16%. При этом основная доля снижения приходится именно на перевозки из России – во втором квартале 2022 года перевозки снизились на 13% по сравнению с первым кварталом 2022 года.

К тому же в 3,5 раза выросло количество заявок на перевозки из Казахстана, в 2,5 раза увеличился спрос на перевозки из Турции.

Но к осени 2022 года рынок грузоперевозок перестроился. Так, в третьем квартале количество заявок на перевозки внутри страны выросло по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 113%, а по сравнению со вторым кварталом – на 18%.

Похожая динамика и с доставкой грузов из Беларуси в другие страны – в годовом выражении рост составил 118%, а по сравнению со вторым кварталом – 76%.

Заметно снизилось количество заявок на перевозки практически во все страны Европы. Что вполне логично с учетом ограничений на такие перевозки – под запрет не попали только отдельные виды грузов.

Зато существенно выросли перевозки в Россию (на 93% по сравнению со вторым кварталом и на 129% в годовом выражении). Также резкий рост наблюдается и на других открытых направлениях, прежде всего в страны Средней Азии и Кавказа, а также в Турцию.

Источник: Tochka.by