Мошенничество распространено практически во всех сферах бизнеса. Увы, где деньги – там находятся и желающие ими незаконно завладеть. Это касается и грузоперевозок.

Самая частая схема обмана

– Мошенник оформляет подставное юрлицо компании-перевозчика, находит подходящих друг другу участников на биржах, подменяет при оформлении заказа номер водителя на свой и общается от его имени с грузовладельцем.

– После загрузки водитель выезжает на маршрут, мошенник просит его разгрузиться в другом месте, а заказчику докладывает от имени водителя, что все в порядке – "еду по маршруту". Задержку оправдывает поломками.

– Как только груз разгружается, мошенник пропадает со связи.

Как не попасться на уловки мошенников, рассказала порталу Tochka.by директор компании представителя Биржи грузоперевозок ATI.SU в Беларуси Татьяна Солдатенко.

Проверяйте номера телефонов

В профиле участника на площадках по поиску партнеров всегда указаны контакты – номера телефонов, адрес электронной почты. И если номер, с которого вам звонят, или почта, с которой пишут, не соответствуют тем, что указаны в аккаунте – скорее всего вы общаетесь с мошенником.

Мошенники изобретательны. При звонке с неизвестного номера могут говорить, что на официальном просто закончились деньги. А могут даже изменить номер с помощью специальных программ.

Поэтому первое, что стоит сделать перед тем, как заключить сделку, – это проверить все данные. Если вас нашли через Биржу автомобильных грузоперевозок ATI.SU, попросите звонящего назвать его код участника ATI.SU и найдите его на сайте. Откройте Паспорт ATI.SU, и перезвоните по тому номеру, что указан в нем. Даже если он совпадает с номером звонящего. Это нужно для того, чтобы застраховаться от ситуации, когда человек изменил номер с помощью специального ПО, – рассказывает эксперт.

Лучший вариант – связаться с пользователем в специальном мессенджере онлайн-площадки, которую используете, и уточнить, действительно ли он звонил вам.

Если сотрудничество предлагают через электронную почту, то нужно очень внимательно, вплоть до каждой точки, проверить, тот ли это адрес, что указан в профиле.

Мошенники обычно используют очень похожие адреса, которые будут отличаться от реальных одним символом.

Здесь следует действовать, как и в случае с телефонным звонком: попросить код, найти пользователя на платформе и позвонить по указанному там номеру или написать в специальный мессенджер. Мы у себя на Бирже рекомендуем пользователям вообще все заявки и документы отправлять именно в АТИ Мессенджер, – говорит Татьяна Солдатенко.

Воруют не только грузы, но и аккаунты

При изучении профиля предполагаемого партнера эксперт советует обращать внимание на то, менялись ли контактные данные и как давно. Если видите, что контакт добавлен недавно, это повод насторожиться.

На нашей бирже такие изменения видны в паспорте участника. И в таком случае лучше всего позвонить по предыдущему контакту и узнать, в чем причина смены номера. Потому что есть вероятность, что аккаунт попал в руки мошенника – был продан или украден, – рассказывает Татьяна Солдатенко.

Если все контакты обновлены недавно, это особенно тревожный знак. Позвоните по старым номерам и уточните, почему данные были изменены.

Ориентируйтесь по звездам

Тщательно проверять тех, с кем собираетесь работать, нужно всегда: не только когда звонят вам, но и когда вы сами ищете партнера – груз или водителя. Уже по профилю можно многое понять об участнике биржи.

Например, на Бирже грузоперевозок ATI.SU у каждого участника есть свой рейтинг – звезды. Есть прозрачные, красные и зеленые. Красные – у партнеров возникали проблемы в работе с этой компанией, стоит прибегнуть к дополнительным способам проверки. Прозрачные – компания не подтвердила свои данные, в работе с такими есть риск, потому что скрываться за аккаунтом может кто угодно. Зеленые звезды – подтвержденный аккаунт с хорошей репутацией. Для работы стоит отдать предпочтение таким партнерам, – рассказывает директор компании представителя Биржи грузоперевозок ATI.SU в Беларуси.

Причем первая зеленая звезда дается именно за подтверждение аккаунта: это значит, что у пользователя есть работающий расчетный счет, который вместе с УНП и наименованием компании соответствуют тому, что указано в Паспорте ATI.SU. Причем Биржа проверяет и то, пользуется ли компания своими расчетным счетом регулярно: если в течение последних 190 дней по нему проходили платежи, аккаунту присваивается еще один балл.

Кроме того, следует обратить внимание, не фигурирует ли предполагаемый партнер на форуме Недобросовестные партнеры. На нем сами пользователи Биржи рассказывают о проблемах, с которыми столкнулись в работе с компаниями.

Выставление претензий

Еще один отличный инструмент Биржи – выставление претензий.

То есть участник, недовольный работой партнера, может выставить ему претензию. В интересах аккаунта, которому претензию предъявили, поскорее ее закрыть, потому что иначе это негативно скажется на его рейтинге на Бирже, – рассказывает эксперт.

Как рассматривать историю претензий в паспорте участника Биржи?

  • Если история претензий пуста – перед вами добросовестный участник, он также может быть новым пользователем с чистой историей.
  • Много претензий, но они урегулированы – проблемы в работе есть, но участник стремится выполнять взятые на себя обязательства.
  • Много неурегулированных претензий – обязательства нарушаются регулярно.
У онлайн-площадок внедрено много инструментов, которые автоматически проверяют участников на добросовестность и помогают сделать процесс перевозок более прозрачным. Однако и самим компаниям стоит внимательно подходить к вопросам безопасности и соблюдать эти несложные правила перед заключением любой сделки, – резюмирует Татьяна Солдатенко.

Источник: Tochka.by